Новомученики и исповедники Алтая

В начале 1918 г. на Всероссийском Поместном соборе Русской Православной Церкви было принято определение «О мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь». Один из пунктов этого документа гласит:
«3) Установить по всей России ежегодное молитвенное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день (вечером) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников.
4) Устроить в Понедельник второй седмицы по Пасхе во всех приходах, где были скончавшие жизнь свою за Веру и Церковь исповедники и мученики, крестные ходы к местам их погребения, где совершить торжественные панихиды с прославлением в слове священной их памяти».
День памяти новомучеников – 25 января – был избран не случайно. Именно в этот день 1918 года был расстрелян митрополит Владимир Киевский и Галицкий большевистки настроенными солдатами. Однако первым в лике новомучеников Российских стоит протоиерей Иоанн Кочуров, забитый до смерти матросами 31 октября 1917 года.
На Алтайской земле было также пролито много мученической крови за веру Христову. И хотя точное количество подвергшихся репрессиям до сих пор неизвестно, но в настоящее время установлены очень многие имена тех репрессированных, которые впоследствии были реабилитированы. Сотрудниками Алтайского краевого государственного архива издано многотомное издание «Жертвы политических репрессий в Алтайском крае», согласно которому можно привести некоторую статистику реабилитированных после репрессий:
1) 1919-1930 гг.: всего из репрессированных в те годы реабилитировано 4399 человек. Из них – 135 священно- и церковно-служителей.
2) 1931-1936 гг.: всего из репрессированных в те годы реабилитировано 7352 человек. Из них – 145 священно- и церковно-служителей.
3) 1937 г.: всего из репрессированных в тот год реабилитировано 14183 человек. Из них – 263 священно- и церковно-служителей (в том числе священников – 170).
4) 1938-1941гг.: всего из репрессированных в те годы реабилитировано 3803 человек. Из них – 63 священно- и церковно- служителей.
Число всех репрессированных, разумеется, больше числа реабилитированных.
Первыми жертвами среди духовенства, как правило, стали монашествующие. Еще в начале 1920-х годов закрытию подверглись монастыри и монашеские общины. Всего на Алтае было 4 монастыря и 2 общины, из которых:
1)  В 1918г. расстреляны монахи Александро-Невского скита с. Жуланихи.
2) В 1919г. упразднена Чемальская женская община-приют. Отобраны зерно, земля, здание школы, дома.
3) В 1920г. Бийский Архиерейский дом передан в пользование городской больнице.
4) В 1921г. разогнана немногочисленная братия Чулышманского монастыря, двое насельников расстреляны. Монастырские здания переданы под организацию трудовой коммуны.
5) В начале 1920-х гг. закрыты Барнаульский Богородице-Казанский, Бийский Тихвинский и Улалинский (Горно-Алтайский) женские монастыри. Первый и последний превращены в тюрьмы, а второй – в детдом.
Ниже мы приведем краткие жизнеописания канонизированных новомучеников и исповедников, имеющих отношение к Алтайскому краю, но не входящих в Собор Алтайских святых и жизнеописания некоторых репрессированных, но еще не канонизированных священнослужителей.
Стоит отметить, что создана база данных репрессированных священнослужителей, монахов и монахинь, в которую входит 659 лиц, имеющих отношение к Алтайскому краю по факту рождения, служения, заключения и смерти. База данных располагается по адресу http://altay-seminary.ru/confess/index.php?who=priest&show=short&sort=id

 

Жизнеописания новомучеников, служивших или пострадавших на Алтае

Некоторые жизнеописания репрессированных священнослужителей, служивших на Алтае