Некоторые жизнеописания репрессированных священнослужителей, служивших на Алтае

Архиепископ Иннокентий (Соколов)

прот. Евстафий Степанович Пятайкин

священник Раевский Леонид Васильевич


 

Иннокентий (Соколов) архиепископ Бийский и Алтайский

Архиеп. Иннокентий, в миру Константин Павлович, родился 13 февраля 1846 г. в семье священника. После окончания Московской духовной семинарии работал учителем. Прибыл на Алтай и по собственному прошению был принят на службу в Алтайскую духовную миссию в 1871 г. В 1872/73 учебном году преподавал в Центральном Улалинском училище.

%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b8%d0%b5%d0%bf-%d0%b8%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%ba%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%b92

Рукоположен во священника 8 сентября 1873 г. Тогда же назначен миссионером Урсульского (Онгудайского) стана.

С 8 октября 1890 г. утвержден в должности благочинного монастырей и церквей Алайской миссии.

С 1897 г. – протоиерей.

Был женат на Елене Чевалковой, дочери первого писателя-алтайца и священника. У них было четверо детей: Иван, Константин, Алексей и Анна. Все сыновья служили в Миссии. В Онгудае сохранился дом, где жила семья Соколовых.

После смерти жены  в 1902 г. принял монашество. В том же году назначен помошником начальника, а в 1905 – начальником Алтайской духовной миссии. Хиротонисан во епископа Бийского, викария Томской епархии 3 апреля 1905 г.

При епископе Иннокентии Алтайская духовная миссия достигла пика своего развития и считалась образцовой среди православных миссий в Российской Империи. К 1917 г. было организовано более 30 станов, построено 95 церквей и молитвенных домов, открыто 84 школы.

За пятидесятилетнее духовное служение Святейшим Патриархом Тихоном возведен в сан архиепископа в 1922 г.

Управлял Алтайской духовной миссией и православными приходами Бийского уезда вплоть до ареста в начале 1923 г. Причиной ареста послужила непримиримая позиция архиепископа Иннокентия в отношении к обновленческому расколу в Церкви.

%d0%b0%d1%80%d1%85%d0%b8%d0%b5%d0%bf-%d0%b8%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%ba%d0%b5%d0%bd%d1%82%d0%b8%d0%b9

Пользовался большим авторитетом среди местных жителей. По этой причине был этапирован в Москву. Решением колегии ОГПУ и комиссии НКВД по административным высылкам К.П.Соколов от наказания был освобожден из-за старческой дряхлости. Жил в доме своего сына – протоиерея Алексия Соколова на станции Немчиновка под Москвой. Оттуда по возможности продолжал управлять приходами Алтая. Вновь назначенный в Бийск епископ Никита (Прибытков) именовался некоторое время викарием Бийским, Рубцовским,  Ойротским и Барнаульским архиепископа Алтайского Иннокентия.

Скончался 14 августа 1937 г. Отпевание совершил митрополит Сергий (Страгородский). Похоронен у алтаря Свято-Никольского храма села Ромашково под Москвой.

Постановлением краевой прокуратуры реабилитирован 2 ноября 1995г.  

 Прот. Георгий Крейдун


 

Прот. Евстафий Степанович Пятайкин

Благодарю Господа и Его Пречистую Матерь, что с духовным смирением я могу прикоснуться к событиям далеких богоборческих лет из жизни моего деда – убиенного протоиерея Евстафия.

%d1%84%d0%be%d1%82%d0%be-%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%82-%d0%b5%d0%b2%d1%81%d1%82%d0%b0%d1%84%d0%b8%d1%8f

Рассказы родных и близких о его жизни, запечатлелись в глубине моего сердца и остались чем-то особенно светлым в моих воспоминаниях.

По промыслу Божию пришло время, перенести на бумагу известные мне факты из жизни моего деда, убиенного протоиерея Евстафия.

Протоиерей Пятайкин Евстафий Степанович родился в селе Ново-Троицкое Н-Троицкого района Инсарского уезда Пензенской губернии в 1894 году. Кто были его родители осталось неизвестно. Когда Евстафию было 2 года в доме его родителей случился пожар, ребенок чудом остался жив. Вырастила и воспитала Евстафия монахиня в миру Анна, она трудилась в сельском храме и пела в церковном хоре. К 14 годам Евстафий хорошо знал Богослужение, помогал батюшке в алтаре, пел на клиросе, был обучен музыкальной грамоте. Матушка Анна была уже в годах, что бы Евстафий получил духовно образование, она отправила юного Евстафия из Пензенской губернии в Тобольск к своим дальним родственникам.  Доподлинно известно, что несколько лет Евстафий преподавал закон Божий в церковно-приходской школе Ишимского уезда Тобольской губернии в селе Краснопольском. Учился в духовной семинарии в г. Тобольске.

В 1914 году семинарист 5 курса Тобольской духовной семинарии Евстафий Пятайкин 29 лет бракосочетался в Градо-Тобольской Благовещенской церкви с дочерью медицинского фельдшера Верой Константиновной Емельяновой 22 лет, первым браком.

В 1915 году отец Евстафий с семьей обосновался в селе Смоленское Алтайского края.

Несколько лет спустя отца Евстафия перевели служить в храм Святой Троицы в селе Быстрый Исток Бийского округа Западно-Сибирского края(ныне Алтайского края).

Семья отца Евстафия, жена и пятеро детей, была по-настоящему дружная. В доме царила взаимная любовь и уважение. Сами всей семьей трудились в поле, пахали, сеяли, косили, вели домашнее хозяйство.

Всем, кто обращался за помощью к протоиерею Евстафию он помогал от всего сердца, искренне, с любовью. В селе его величали – «наш батюшка»! Батюшка обучал сельских детей грамоте и закону Божию у себя дома вместе со своими детьми.

Пришло богоборческое время и в эти края. В 1929 году власти искали повода, что бы расправиться с церковью. Под предлогом ремонта крыши церковь Святой Троицы, в которой служил батюшка, была закрыта. После закрытия храма батюшка, неустанный труженик на ниве Божией, проводил в своем доме службы и крестил,ходил по домам, совершал молебны и требы.

В морозный крещенский праздник 1930 года отец Евстафий служил на улице перед храмом, а за тем ходил и окроплял дворы, призывая сельчан не верить коммунистам, говорил, что они власть обмана. Через несколько дней на протоиерея Евстафия поступили доносы. 27 января 1930 года Пятайкин Евстафий Степанович был арестован РО ОГПУ  по обвинению в проведении контрреволюционной агитации.

Осужден на заседании особой тройкой при ПП ОГПУ по Сиб. Краю 25 февраля 1930 года по статье 58 – 1 часть 2. УК РСФСР приговорен к высшей мере наказания  — расстрелу, а семью выслать на север.

%d0%b2%d1%8b%d0%bf%d0%b8%d1%81%d0%ba%d0%b0-%d0%be-%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%81%d1%82%d1%80%d0%b5%d0%bb%d0%b5

Приговор в отношении Пятайкина Е. С. Был приведен в исполнение 11 марта 1930 года.

В документах сведения о месте приведения приговора в исполнение отсутствует.

Протоиерей Пятайкин Евстафий Степанович реабилитирован по заключению прокуратуры Алтайского края от 30.06.1989 года.

Шапран Лариса Константиновна (внучка прот. Евстафия)

Источники:

КГКУ ГААК ОСД. Ф.Р-2. Оп. 7


 

Раевский Леонид Васильевич, священник

Отец Леонид родился 22 июня 1887 г. в г. Ржев. Отец был псаломщиком. В 18 лет закончил духовное училище, через два года поступил псаломщиком и прослужил до 1913 г. Был женат на Александре Михайловне, произведен в дьякона. В 1918 г. рукоположен в сан священника. До 1933 г. служил в с. Дарьино Лукояновского уезда Тверской губернии. Имел брата Николая, который тоже священник, и двух дочерей: Валентину и Тамару. В 1933 г. органами ОГПУ осужден по ст. 58-10 на 5 лет. Отбывал наказание в Чистюньском ОЛП Сиблага. После досрочного освобождения в марте 1937 г. о. Леонид обратился письменно к Барнаульскому епископу Григорию о представлении места священнослужителя. 26 июня о. Леонид получил назначение в с. Паутово Быстро-Истокского р-на, но служить там не пришлось, т. к. Райисполком отказал ему в регистрации. Прожив несколько дней в с. Б.-Истоке, о. Леонид «был оштрафован милицией за непрописку паспорта на один месяц принудительных работ и работал чернорабочим на пункте Загот-Зерно, на строительстве Элеватора с 3 июля по 24 августа 1937 года».

Арестован РО НКВД 14 сент. 1937 г. по обвинению: «враждебно настроен к существующему строю, проводил среди рабочих и колхозников антисоветскую агитацию, направленную на развал колхозов, срыв проводимых мероприятий партии и советской властью, распускал провокационные слухи о неминуемой войне и гибели советской власти, дискредитировал руководителей ВКП(б) и правительства».

На допросе 25 сент. о. Леонид категорически отрицал свою вину: «Повторяю свой ответ, что виновным себя в предъявленном обвинении не признаю», но на дополнительном показании от 8 окт. о. Леонид вдруг признает свою вину и подробно рассказывает о своей контрреволюционной деятельности: «Дискредитировал политику партии и советской власти в вопросе коллективизации, говорил рабочим Б. Истокского пункта Заготзерно, что Советская власть разорила всех крестьян, создали колхозы, согнали население в колхозы и заставляют работать день и ночь на советскую власть, а колхозники ходят раздетыми, весь хлеб государство забирает, а колхозникам ничего не достается. Среди рабочих пункта Заготзерно распускал провокационные слухи о неминуемой войне с гибелью Сов. власти…».

Очевидно, на о. Леонида было оказано давление, чтобы он подписал этот протокол допроса от 8 окт. Из его «признания» видно, что допрос был написан не под диктовку о. Леонида, а заранее следователем, т. к. все признание состоит из терминологии и лексики сугубо специфического характера, используемой сотрудниками НКВД.

В Обвинительном заключении по следственному делу № 14484 — по обвинению: Волкова Василия Степановича, Смирнова Василия Дмитриевича и др., всего 15 человек, указывается, что Раевский Л.В. виновным себя не признал. По-видимому, о. Леонид отклонил от себя, в последствие, эти обвинения. О. Леонида вместе с другими обвиняемыми поместили в Бийскую тюрьму.

13 октября 1937 г. Заседание Тройки Управления НКВД Новосибирской области постановило: «Раевского Леонида Васильевича — РАССТРЕЛЯТЬ».

23 октября о. Леонид был расстрелян.

О. Леонид был «подсоединен» к делу о «контрреволюционной церковно-монархической организации Быстро-Истокского района, созданной по заданию архиепископа Иакова (Маскаева)».

Реабилитирован 28 декабря 1956 г. (по 1937 г.). Реабилитирован по Указу Президиума ВС СССР 16.01.1989 г. (по 1933 г.).

Данные об о. Леониде имеются в Книге памяти Алтайского края.

Интересны факты опубликованные Василием Гришаевым об этом уголовном деле, по которому проходил Раевский Л.В. Так в своей книге «Невинно убиенные» В. Гришаев пишет, что ст. лейтенант Андреев, который вел это следственное дело, был в последствие арестован за фальсификацию дел. А на допросе Андреев показал: «Начальник Бийского оперсектора НКВД Биримбаум давал нам задания по изъятию антисоветского элемента с указанием определенного количества и по категориям». Иными словами Биримбаум устанавливал «лимиты» на аресты и указывал, каких людей именно нужно было «посадить».

Интересно письмо одного из обвиняемых по этому делу Малыгина  С. П. Народному комиссару внутренних дел СССР Берии: «…На допросе меня держали на выстойке по трое суток и больше, не давали пищу, заставляли подписывать придуманные следователем ложные показания…».

Письмо от з/к Шевелева М.Т. Прокурору Алтайского края: «…я был направлен в Бийскую тюрьму и здесь подвержен конвейерному допросу в течение 16 суток. Обессилев без отдыха и сна, в полусознательном состоянии подписал протокол допроса…».

Ответов на эти жалобы, конечно, не было.

Очевидно, подобные меры воздействия оказывали на всех, нежелающих «колоться» на следствии, в том числе и на о. Леонида.

Источники:

1) ОСД ГААК. – Ф. Р-2. – Оп. 7. – Д. 4632/6.

2) Жертвы политических репрессий в Алтайском крае / Упр. арх. дела адм. Алтайского края. – Барнаул. Т.3: 1937 / Редкол.: Ю.А. Вислогузов (пред.), Н.И. Разгон (зам. пред.) и др. Ч.2. – 2001. – С. 131.

3) Гришаев В.Ф. Невинно убиенные. К истории сталинских репрессий православного духовенства на Алтае. – Бийск. 2007.