В статье автор показывает взгляд и подход современного крещеного человека к Таинствам Православной Церкви, некоторые заблуждения касательно прощения грехов и правильное восприятие Покаяния, как пути примирения с Богом.

Ключевые слова: Таинства, Елеосвящение, Покаяние.

 

 

Человек, по своей испорченной природе, более наслаждается ожиданием важнейших событий в его жизни, чем самим событием в целом. Это прекрасно отображает история восстановления союза человека с Богом, в момент воплощения, проповеди, Крестной смерти и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Израильский народ ожидал исполнения обещания Господа Бога: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между Семенем ее. Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту» (Быт. 3. 15). Так же Творец через своих пророков открывал знаки о происхождении Христа: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресел его, доколе не придёт Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49. 10), о Его рождении: «И ты, Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных» (Мих. 5. 2), о предательстве за 30 сребренников: «И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, – высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах. 11. 13), о распятии: «… и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем» (Ис. 53. 12) и о воскресении: «…ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс. 15. 10). Когда все пророчества сбылись и пришел Тот Самый, совершая, как подтверждение своей Божественности многоразличные чудеса, при этом обличая духовенство и мудрецов в извращении понимания Священного Писания был отвержен и предан на смерть, после которой те все еще пытались искоренить память о Христе среди простых людей.

Как некогда прародители, в лице Адама, обманутые змием отвергли Бога через самооправдание и обвинения Его: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел» (Быт. 3. 12), так и Израиль: «Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам о всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Мф. 28. 11-15).

Причиной всему вышеизложенному является грех, который встает между праведной жизнью, связывающей человека с Творцом, возвращая утерянное подобие Божие и самим Господом Иисусом Христом, Искупившем человека от грехов через Крестную смерть ради нашего спасения. Итак, по блаженному Феофилакту Болгарскому: «Грех есть уклонение от цели, назначенной человеку по природе» [8], а «всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (1 Ин. 3. 4).

В Ветхом Завете человек приносил жертву для очищения своих грехов в виде жертвенного животного, но даже эта жертва не могла ему даровать полное освобождение и по разлучению души от тела – наследия Царства Небесного. В Новом же Завете Христос не только Искупил грехи человечества, но и дал благодать Святого Духа, получаемые в Церковных Таинствах. Вот уже на протяжении более 2000 лет люди падают в глазах Всевышнего, но и восстают в покаянии, посрамляя дьявола своей праведной жизнью. Он же, в свою очередь, постоянно сбивая с праведного пути, дает ложные представления, упрощая взаимоотношения между Богом и человеком, вынуждает отказаться от несения своего креста и навязывает ложную надежду на однозначное спасение души, без совершения духовных подвигов в течение всего земного пути.

Первое из ложных представлений околоцерковных людей звучит так — зачем мне храмы или священники? Бог у меня в душе и я напрямую Ему исповедуюсь без каких-либо посредников и получу прощение грехов. Данное заблуждение прямо противоречит словам, сказанным Спасителем своим ученикам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23), и «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Таким образом, со времён апостолов священники получили благодать Святого Духа, с помощью Которого через них, как сосуд, удерживающий данную благодать, полученную через Таинство священства, оставляются и отпускаются грехи кающемуся человеку.

Конечно, нельзя отрицать возможность получения прощения грехов от Господа и без присутствия священнослужителя, но это, скорее всего, особые случаи. Например, если рядом нет храма, на поле боя, защищая Родину, и т.п., но при условии, что до этого момента человек не избегал церковной жизни, а соблюдал себя в чистоте. С другой стороны, мы не можем с полной уверенностью определить загробную участь человека и увидеть момент его покаяния, т.к. эти права принадлежать Истинному Судье — Господу Богу.

Второе заблуждение, бытующее у крещеных христиан – это прощение грехов, а вернее их «омытие», которое совершается в Праздник Богоявления через погружение в освященное «водное естество». Причем, чем чаще делать заходы с трехразовым погружением, тем больше вероятность полного очищения от всех грехов.

В своей статье: «Почему я против крещенских купаний» епископ Домодедовский Евтихий обозначает данную проблему. В частности, третьим пунктом Владыка пишет: «Крещенское купание – это рассадник суеверия. Снова обратимся к С.В.Булгакову: «Купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от этих грехов» [3].

В наши дни может никто не наряжается во всякую нечисть, но твердая уверенность в очистительных силах крещенской воды крепко укоренилась в сознании определенного пласта крещеных людей.

Третье, бытует частично ошибочное мнение касательно возможности «оставления грехов» при участии в Таинстве Елеосвящения. Сегодня встречаются такие люди, которые редко, а порой и вообще, не приступают к Таинству Покаяния. Свои действия они оправдывают тем, что в Елеосвящении и так прощаются все грехи и даже забытые. Отсюда достаточно почаще Собороваться, особенно в период многодневных постов, когда еженедельно в храмах совершается данное Таинство. Тем более, при острой необходимости, можно пособороваться и индивидуально, так как Церковь не отвергает просьбы прихожан в совершении оного.

Катехизис свт. Филарета Московского следующим образом определяет Таинство Соборования: «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного Божия благодать, исцеляющая душевные и телесные болезни» [4, стр. 60]. Священное Писание Нового Завета раскрывает нам суть упоминаемого Таинства. Апостолы, проповедуя Истину – Слово Божие, подтверждали свои слова действиями. Они врачевали души человеческие от грехов, они же исцеляли и физические недуги, но это было возможно при условии искренней веры в Исцеляющего и, самое главное, – изменение исцеленным своей жизни, оставляя грех, ступая на путь праведный.        В древности, когда человек заболевал и не мог получить должное врачевание, он полагал крайнюю надежду на Господа. Больной призывал священников не только для напутствия перед переходом в жизнь вечную, но и для получения благодати Елеосвящения. Соборующийся надеялся, что болезнь отступит и можно будет ещё позаботиться о телесном и духовном благополучии своей семьи, родителей, тех, кто был вручен на попечение, при этом воздавая благодарение Спасителю за все благодеяния и даже болезни.

Однозначно нельзя считать, что болезни Творец посылает исключительно за грехи, хотя такая интерпретация скорбей стоит на первом месте в современной церковной действительности. Болезни попускаются человеку и для проверки твердости в вере, для утверждения в праведности. Тем более, когда человек полностью здоров он впадает в гордость, считая себя особенным и неуязвимым. После таких мыслей человек легко пускается во все тяжкие, потому болезнь, по праву, можно считать милостью Божией для каждого из нас.

Что же касается ошибочного мнения о прощении грехов, то важно отметить следующее: когда человек пребывает в телесной немощи, он бывает неспособен полномерно принести раскаяние в своих грехах и даже полноценно подготовиться к Исповеди. В таком состоянии человек может не вполне исповедать свои грехи, а какие-то, по немощи, даже тяжкие, и забыть. Как раз для этого случая полезно прибегать к участию в Таинстве Елеосвящения – для получения врачевания душевных немощей.

В «Настольной книге» протоиерея Сергия Булгакова сказано: «Елеосвящение не тождественно с покаянием, не повторяет его, не заменяет, не отменяет и не делает его недостаточным для отпущения грехов». [6. стр. 1274].

Какие же грехи отпускаются в Таинстве Елеосвящения?

  1. Те грехи, которые были совершены давно, возможно, когда человек не был приобщен к исповеданию Православной Веры, хотя был крещен и по долгом прошествии времени забыл;
  2. Те грехи, которые привели к болезни, но недужный не считал их за грехи или не понимал;
  3. Те грехи, в которых человек не исповедался, считая их мелкими, но, если бы вспомнил, то обязательно осознал бы и раскаялся в них;
  4. Те грехи, которые из-за болезни (например, потеря возможности разговаривать) невозможно озвучить священнику и покрыть их добрыми поступками.

К сожалению, из-за неправильного понимания Таинства Соборования во многих храмах сложилась следующая традиция: человек собирается прийти на Соборование, но сначала Исповедуется, Причащается, а уж потом приступает к Елеосвящению, как самому важному из всех Таинств. В итоге, Исповедь и Евхаристия служат «проходным билетом» к данному Таинству.

Также удивительно видеть людей вполне себе здоровых, часто бывающих на богослужениях, старающихся правильно соблюдать духовную жизнь, но на всякий случай приступающих довольно часто к Соборованию, чтобы простились забытые грехи, вместо того, чтобы их обнаруживать, извлекать и раскаиваться в них так, как к тому призывает Церковь в Таинстве Покаяния.

Образ такого покаяния нам показан в Новом Завете на примере благоразумного разбойника, распятого по правую сторону от Христа. Он сначала хулил Господа, но по прошествии некоторого времени, вися на кресте и мучаясь, приходит в чувства и, унимая другого распятого, обращается к Спасителю: «Помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твоё! И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23. 42-43). Милость, любовь, долготерпение Спасителя к своему творению также показана в молитве Христа к Отцу Небесному: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23. 34).

Если обратить внимание на данные события, то можно представить, что достаточно лично обратиться к Господу и будешь прощен без каких-либо посредников. Но вопреки этой мысли, в Требнике, мы находим такие слова: «Вот, чадо, Христос здесь невидимо стоит, принимая исповедь твою; не стыдись и не бойся, и ничего не скрой от меня и получишь прощение от Господа нашего Иисуса Христа. Я же только свидетель, чтобы засвидетельствовать перед Ним всё, что ты скажешь мне; если же что скроешь от меня, то впадёшь в двойной грех» [7, с.77-78].

Эти слова подтверждаются и определением Таинства Исповеди в Катехизисе: «Покаяние есть Таинство, в котором исповедующий грехи свои, при видимом изъявлении (то есть волеизъявлении) прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом» [4, с. 76].

Из этого следует, что покаяться в «душе», но без участия законно поставленного для этого священнослужителя, принимающего покаяние и отпускающего грехи через прочтение разрешительной молитвы, у человека не получится. Как было сказано выше, право вязать и решить грехи было поручено Иисусом Христом своим ученикам и апостолам.

Более того, грехи делятся на повседневные, легкие, тяжкие, а также смертные. Потому бывает недостаточно лишь исповедаться в них, но для точного уврачевания накладывается епитимия – духовное лекарство для скорого выздоровления. Епитимию можно условно разделить на три вида:

  1. воздержание или отстранение от Евхаристии на непродолжительный срок (за маловажные грехи);
  2. запрет присутствовать на собраниях верующих, особенно на Литургиях (за более серьезные грехи);
  3. исключение из числа верующих (за убийства, прелюбодеяние и нераскаянность в содеянном);

Все это необходимо для человека, чтобы он в истинном сокрушении сердца осудил прошлую греховную жизнь, имел омерзение и ненависть к своим грехам, увеличивая желание и решимость соблюдать себя в духовной чистоте. А духовная чистота невозможна без настоящей, вдумчивой молитвы, без соблюдения постов, без творения добрых дел и, самое главное, без принятия Святых Христовых Таин в оправдание, а не в осуждение. Поэтому: «Сердечное сокрушение и исповедание своих грехов создают условия к возрождению человека благодатью Божией» [2, с. 55].

К сожалению, понимание человеком сути праведной жизни имеет разные установки. Одни пытаются соблюдать Заповеди Божии, т.к. боятся наказаний на земле, что испортит привычную, повседневную и комфортную жизнь. Другие, стараются жить правильно из страха попасть в ад, потому приходится себя ущемлять, ограничивать, в некоторой степени, от радостей мирских в надежде получить достойную награду в виде Царства Небесного. И лишь некоторые живут достойно и праведно по любви к Господу и Богу нашему Иисусу Христу, отвращаясь от греха, т.к. всякий грех – это вбивание гвоздей в Святые Руки и Ноги нашего Спасителя!

Все верующие христиане имеют возможность искоренять богопротивные действия своей жизни не «в душе своей», не в «омывании тела крещенской водой» и не только в Елеосвящении, а через Таинство Покаяния. И как сказано у протоиерея Геннадия Нефедова: «Не ангелам Господь поручил освобождать кающихся от греховного бремени. Это Таинство совершают законно поставленные священники. Они во всем подобны другим христианам, ибо не свободны от грехов, в которых постоянно каются на Исповеди перед своими духовниками. Вот и надлежит нам слушаться Христа и веровать несомненно, что через иерея Божия подается оставление грехов и что кающийся отходит от священника, разрешившего его от грехов, с такой же очищенной душой, с какой выходит из купели Крещения» [5. стр. 118].

 

 

 

 

 

 

 

Источники и литература:

 

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. — Барнаул: «День», 2007.
  2. Г.И. Шиманский. Литургика: Таинства и Обряды. — М.: «Издание Сретенского монастыря», 2003.
  3. Епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин) — Почему я против крещенских купаний // Православие.ru [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pravoslavie.ru/44207.html (дата обращения: 11.10.2021)
  4. Митрополит Филарет (Дроздов). Пространный христианский Катехизис. – Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000.
  5. Протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви. Учебное пособие по Литургике издание второе. – М.: «Паломник», 2002.
  6. С.В. Булгаков. Настольная книга для священно-церковно-служителей. В двух частях. – М.: Издательский отдел Московского Патриархата,
  7. Требник в двух частях. – Киев: Митрополия УПЦ, 2007.
  8. Энциклопедия мира. Грех [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://relig.info/grekh (дата обращения: 11.10.2021)