18 ноября в Алтайском государственном университете состоялись два научно-практических семинара, посвященные 800-летию со дня рождения великого русского государственного деятеля, полководца, дипломата, канонизированного Русской Православной Церковью в качестве святого благоверного – великого князя Александра Невского. Первый семинар назывался так: «Цивилизационный выбор Александра Невского между Востоком и Западом», второй – «Современная интерпретация образа князя Александра Невского в русской культуре». Семинары были организованы Гуманитарным институтом АлтГУ и Фондом им. Александра Невского. Мероприятие материально поддержало также главное управление по внутренней политике Правительства Алтайского края.

Модератором мероприятия, употребляя модное слово, был протоиерей Георгий (Юрий Александрович) Крейдун – доктор искусствоведения, профессор кафедры культурологии и дизайна АлтГУ.

В 208 аудитории учебного корпуса по ул. Димитрова, 66 собрались преподаватели и студенты – искусствоведы Гуманитарного института, а также священнослужители Барнаульской епархии.

Первый семинар открыл протоиерей Георгий Крейдун, зачитав доклад иерея Иоанна Шкуропацкого «Александр Невский – восточный путь».

В 1238 году хан Батый захватил Восточную Русь и вторгся в Новгородскую землю. 5 марта взял пограничный город Торжок и устремился на Новгород. Однако не дойдя до него ста верст, неожиданно повернул на юг. В Новгороде возносили благодарности Богу за избавление от кары. Но правителю Северо-Восточной Руси князю Александру было ясно, что этот уход неприятеля носит временный характер. В это время в пределы Северо-Восточной Руси вторгается новый враг – шведы, за победу над которыми князь Александр получил прозвище Невский. Нашествие со стороны Ливонского ордена также закончилось победой русских на Чудском озере под руководством князя Александра. Но надо было определиться с политикой в отношении Золотой Орды. И в 1248-1249 годах состоялась первая поездка князя Александра в Сарай-Бату и Каракорум, Монголия. Во время поездки князь выяснил, что завоеватели требовали дань, но не претендовали на культуру и веру народа. В 1251 году к Александру приехали два кардинала, которые склоняли князя принять католическую веру и подчиниться римскому престолу. Взамен католики предлагали координировать действия в случае нападения на Русь монгольских орд. Александр понимал, что принятие этой помощи означает изменение веры и культуры народа. И в этом он не мог идти навстречу Западу. Выбор был тяжелый: из двух зол князь выбрал наименьшее: покорился князю Батыю. Александр выбрал восточный путь. Он получает ярлык на княжение от восточного хана во вверенных землях. Северо-Восточная Русь начинает выплачивать дань. Александр договорился с ханом о том, чтобы налог собирали русские князья, аргументируя это тем, что сборщики налогов воруют деньги у хана и большую часть налогов оставляют себе. Хан одобрил предложение Александра, чем князь облегчил экономическое положение народа. Он также договорился не отдавать русскую молодежь на военную службу в монгольскую армию. Это огромное достижение князя. Он также по возможности выкупал русских пленных, выбил разрешение построить православный храм в Орде, где образуется Сарайская епархия, которая простиралась от Волги до Днепра и от Кавказа до верховьев Дона.

Восточный путь оправдал себя. До нашествия Русь была раздроблена на множество княжеств, бесконечно воюющих друг с другом за власть. Власть хана помогла Руси постепенно объединиться, преодолевая сепаратизм. Также удалось сохранить культуру и Православную веру – главный источник русского духа и силы. Это позволило русским объединиться вокруг Москвы. Н. Карамзин по этому поводу сказал: «Москва обязана своим величием хану».

Проректор на научной работе Барнаульский духовной семинарии протоиерей Сергий Фисун зачитал доклад на тему «Религиозные и дипломатические связи Древней Руси с Западом в эпоху Александра Невского». В современных либеральных российских СМИ критикуют благоверного князя Александра за то, что он отказался принять помощь Запада в борьбе с Ордой, тем самым якобы обрек Древнюю Русь идти по пути мрачных восточных деспотий, а не светлых западных демократий.

Как известно, XIII век начался в Европе с захвата крестоносцами Константинополя. Богатейший город был разграблен, многие жители погибли. Только в 1261 году Константинополь был освобожден и на престоле вновь воссел православный патриарх, а не папский ставленник. Князь Александр прекрасно понимал, к чему приводит союз с Западом. Правоту князя подтверждает и опыт его дальнего родственника – Даниила Галицкого. Этот князь в борьбе с татарами попытался опереться на помощь западных сил. Он отказался от Православия, принял из рук папы корону короля, но ожидаемой военной поддержки Запада так и не получил. Через несколько лет возвратился в Православие, но духовное приспособленчество сослужило ему плохую службу. Позднее Западная Русь была поделена между Литвой, Венгрией и Польшей и до сих пор там идут эти деструктивные процессы. В 1596 году Юго-западная Русь приняла унию. Учитывая ненадежность и лживость Запада, князь Александр отказался от предложений папских легатов. Он победил шведов и Ливонский орден на полях сражений, впоследствии заключил с ними договоры о мире, тем самым сохранив Православную веру.

С.М. Буткеев, заслуженный деятель искусств, доктор искусствоведения сделал сообщение на тему «Историческое значение нравственного подвига русского полководца Александра Невского». Докладчик акцентировал внимание на личности Александра как руководителя, военачальника, государственного деятеля, собирателя земель. Сейчас в России идет поиск национальной идеи, чтобы крепче объединить наше многонациональное государство. Личность князя Александра – это колоссальный пример архетипа, который необходим нам сейчас. Архетип – это герой. Князь Александр – герой в полном смысле этого слова, сильная личность. Александр символизирует централизацию власти. Централизация – это выстраданная и неизбежная система правления для России. Князь стоял у истоков этого процесса, наряду с другими архетипическими правителями Руси и России. В предреволюционный период национальная идея была сформулирована так: «За Веру, Царя и Отечество», в советский период: «Человек человеку друг, товарищ и брат». Сейчас такой объединяющей идеи пока не сформулировано. Научное осмысление личности князя Александра будет способствовать этому процессу.

Кандат культурологии, доцент Е.И. Балакина выступила с докладом «Культурно-историческое значение образа Александра Невского в сохранении духовности русского народа».

А.Г. Россинский, заслуженный работник культуры РФ, кандидат философских наук, профессор выступил с сообщением на тему «Воспитательный потенциал изучения жизненного пути Александра Невского в образовании».

В 1941 году, когда немцы уже расстреливали столицу из тяжелых орудий, а Москва была готова к эвакуации и заминирована, вдруг состоялся парад и в речи Сталина на Красной площади прозвучало имя Александра Невского! Сталин призвал людей обратиться к подвигу наших великих предшественников – защитников России. Это было феноменально! Только представьте: накануне церкви превращены в конюшни, тысячи священников расстреляны и замучены. И вдруг – этот образ. Сталин понимал, что одним страхом врага не победить. Страну можно защитить только патриотизмом, духовностью, опорой на опыт предков. И он это сделал гениально. И был оглушительный успех патриотического фильма Эйзенштейна. В итоге Москву отстояли. И Сталину простили все. А в 1942 году, когда страна опять была на краю гибели под Сталинградом, утверждается орден Александра Невского для командного состава. Небывалым патриотизмом люди спасли Россию. Погибло 20 миллионов человек. Но затем началась духовная эрозия, которая в 90-е годы привела страну к краху. Уместно здесь привести слова А.В. Суворова: «Для отчизны наибольшая опасность не во внешнем вороге таится, а в собственных ее идиотах». В 90-е годы эти идиоты закрутили такое, что русский капитализм разрушил все: нравственность, культуру, процесс воспитания. При входе в один из университетов Нью-Йорка висит такая надпись: «Уничтожение любой нации не требует атомных бомб или использования ракет дальнего радиуса действия. Требуется только снижение качества образования. Крах образования – это крах нации». А у нас было лучшее образование в мире. И сегодня, как в 1941 году под Москвой, мы стоим перед крайне серьезной проблемой, нам также нужны заветы наших предков: патриотизм, любовь к нашей Родине! Необходимо сегодня немедленно перестроить систему образования, отказавшись от примитивного ЕГЭ. И начинать надо с детского сада.

Комментарий отца Георгия Крейдуна: «То, что Петр Первый не дал избрать патриарха российского, а Сталин позволил избрать патриарха – это был совершено невероятный исторический перелом! Какая бы при этом ни была мотивация у Сталина, но факт остается фактом: очень серьезные перемены произошли в нашей стране».

Кандидат искусствоведения Ю.В. Кирюшина выступила с сообщением по символике ордена Александра Невского, который исторически в разных эпохах существовал в трех изданиях: дореволюционном, советском и современном российском. Это первый российский орден, учрежденный в честь деятеля российской истории, святого Русской Православной Церкви. Девиз первого ордена: «За труды и Отечество». Второе издание ордена произошло в 1942 году, им награждали младший командный состав, и он давался исключительно за военные заслуги. Современному ордену вернули девиз «За труды и Отечество».

О Бийском Александро-Невском соборе рассказала доцент кафедры искусств Гуманитарного института Н.А. Айхлер.

Но втором семинаре также был зачитан ряд докладов о святом благоверном князе Александре Невском, где рассматривалась главным образом тематика отражения образа князя в отечественных произведениях искусства: живописи (иконописи), архитектуре, скульптуре, музыке, кинематографе. Вот имена докладчиков и темы докладов: Г.Д. Булгаева, канд. иск., доцент: «Разнообразие и интерпретация образа святого Александра Невского в иконописном наследии из храмовых собраний Западной Сибири»; Е.В. Русакович, доцент: «Собор Александра Невского и Вознесенский собор в городской среде Новониколаевска-Новосибирска после Октябрьской революции 1917 года»; протоиерей Koнстантин Метельницкий: «Участие Алтая в изготовлении серебряной Раки для мощей Александра Невского»; Е.И. Балакина, канд. культурологии, доцент: «Образ Александра Невского в оратории С.С. Прокофьева “Александр Невский” и одноименном фильме С. Эйзенштейна»; Н.В. Гречнева, канд. иск., доцент «Образ великого князя Александра Невского в произведениях русских и советских художников»; О.С. Комарова, канд. иск., доцент «Образ Александра Невского в монументальной скульптуре России».

Владимир Клименко

Фотогалерея