19 ноября в конференц-зале Барнаульского епархиального управления состоялось пленарное заседание XVI Рождественских образовательных чтений Алтайского края «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени».

Торжественную церемонию открытия чтений украсили музыкальные поздравления Барнаульской духовной семинарии и Регентской школы под руководством регента иерея Димитрия Котова.

С приветственным словом к собравшимся обратился Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Барнаульский и Алтайский, глава Алтайской митрополии:

– Уважаемые участники Рождественских образовательных чтений «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени»!

Первые Рождественские чтения состоялись по инициативе православных педагогов города Москвы в январе 1993 года. Поэтому в нашей памяти, в нашем сознании это начинание связано с праздником Рождества Христова, с городом Москвой и православными педагогами. Вот и мы проводим наше сегодняшнее мероприятие в преддверии Рождественского поста. Через две недели в наших храмах начнут петь «Христос Рождается – славите!». И в наших сердцах вновь с радостью и надеждой зазвучат евангельские слова: «Слава в Вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». ( Лк. 2, 14). Святые ангелы воспели эти слова во мгле ночи, ночи, в том и числе духовной, когда, казалось, вся мудрость древнего мира предстала, как безысходность и тупик для всего человечества. И тогда воссияла надежда: звезда Рождества Христова. Бог является, как кроткий младенец с обещанием радости и мира всем людям. Второй знак этого мероприятия – город Москва. Это не просто столица нашего государства, это христианский духовный центр. Здесь, в окрестностях, трудился и молился св. преподобный Сергий Радонежский, здесь московские святители от митрополитов Петра и Алексия до Святейшего Патриарха Тихона утверждали истинную веру. Здесь, накануне краха 1917 года, была явлена икона Державной Божией Матери. Здесь вокруг народных святынь формируется наша культура, наша литература, наше искусство, наше образование. И именно педагоги Москвы, вчерашние учителя советской школы, но сформированные нравственными ценностями нашей культуры и тогда, в начале 1990-х обретавшие веру, выступают как общественная сила, говорящая не о политике, не об экономике, что было приоритетным в те годы, но о нравственности, о возвращении нашего народа к своим корням. Это не только тогда, но и сейчас кажется несколько наивным, оторванным от действительности, от реальности. Но годы показали, как много изменилось в нашем обществе. Например, в нашем городе Барнауле в 1993 году был только один храм – Покровский собор и восемь священнослужителей. А представить себе то, что руководство края, города, представители вузов, педагоги школ, студенчество, соберутся в помещении Барнаульской епархии – центре Алтайской митрополии, которой в те времена просто не существовало, было бы просто невозможно. И мы не просто собрались здесь, но мы здесь вместе, как коллеги, как соработники призваны обсуждать проблемы нравственного, духовного воспитания, проблемы становления личности наших детей и молодежи. Это не может не вызывать удивления.

Конечно, многое еще надлежит сделать, чтобы это сотрудничество было еще более продуктивным и приносящим реальную пользу нашим согражданам.

Мне приходится часто встречаться с разными людьми. И при этом видно, что все наши сограждане имеют огромное стремление сделать нашу жизнь лучше, богаче, удобнее. Но Церковь, люди верующие говорят не только об этой временной жизни, но и о жизни будущего века. К сожалению, и сейчас есть немало людей, которые считают, что религия, нравственные нормы, или как мы их называем Заповеди Божии, сдерживают инициативу, полет мысли человека, развитие его индивидуальности. Некоторые считают, что если освободить от нравственных норм, то это породит небывалое развитие технического прогресса, цивилизации. И мы были свидетелями в нашей стране таких экспериментов. Когда незыблемые нравственные нормы были объявлены преходящими и временными. Религия была объявлена пережитком прошлого. Было обещано, что силами человеческого разума мы устроим новую жизнь. Но этот эксперимент привел к масштабным разрушениям не только нравственности, но и науки, культуры и техники. Обратим внимание, что после того, как прошло полное поколение – 70 лет после крушения веры, то рухнуло и здание этого эксперимента. Не нужно искать виноватых где-то далеко. Развал устроили именно наши сограждане, воспитанные этим экспериментом атеизма и духовной безнравственности. Именно поэтому в те трудные времена педагогическая общественность нашего Отечества обратила внимание к опыту нашей веры, нашей подлинной истории и духовности.

Более того, если бы мы внимательно еще сто лет назад обращались к духовным предупреждениям наших богословов, иерархов, мыслителей, мы бы, наверное, не сделали таких духовных ошибок.

В великом романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» один из героев, глава семьи, отец Федор Павлович, атеист и духовно разложившийся человек, так выражает свою надежду на прогресс: «я бы с этим твоим монастырьком покончил. Взять бы всю эту мистику да разом по всей русской земле и упразднить, чтоб окончательно всех дураков обрезонить…

– Да зачем упразднять? – сказал Иван.

– А чтоб истина скорей воссияла, вот зачем.

– Да ведь коль эта истина воссияет, так вас же первого сначала ограбят, а потом… упразднят».

Так и совершилось «по писанному»: русская интеллигенция, напитавшаяся западными революционными идеями, развратила ими простой народ, подтолкнула его к кровавому бунту и террору, потом сама была погребена под обломками государства.

То есть этим Федор Михайлович Достоевский предупреждал, что будет, если мы отойдем от Истины – то есть от Христа и начнем искать истину в примитивных человеческих теориях.

Слава Богу, что мы сейчас можем об этом размышлять и, главное, устремляться к тому, чтобы наша истина была все-таки с вечными заветами Евангелия: с любовью к ближним, к Богу, Вечной жизни, а не к той истине ложной, которая лежит вне заботы о человеческой личности, которая только считает ценностью материальные богатства и сладкую сытную жизнь.

Поэтому мы в теме сегодняшних чтений говорим о воспитании личности. Личность человека в христианской вере – это прежде всего сосредоточение вечной жизни, способности человека к богообщению, это самое доброе и лучшее, это то, что мы и называем образом и подобием Божием. Поэтому личность человека не может быть лишь средством для чьего бы то ни было обогащения. И сама личность не должна быть подвержена никакому рабству греха. Поэтому мы боремся за нравственную чистоту человека. Ибо любой грех стремится сделать человека рабом. Как мы, к сожалению, порой и видим в крайних проявлениях – наркомании, пьянстве, похоти, безделье. Поэтому наша вера говорит, что Христос пришел освободить нас от рабства греха для вечной жизни.

Конечно, это все большие задачи. Но если мы посмотрим на всю систему нашего воспитания на наши школы, детские сады, библиотеки, театры, школы искусств, на всех наших педагогов, то все они каждый день противостоят тьме греха. Когда даже может быть еще неутвержденные в вере, тем не менее, транслируют детям законы доброты, которые живут в нашем искусстве, литературе, наших традициях.

Ну а мы здесь собрались для того, чтобы подумать, как нам эффективнее, как нам лучше содействовать этим процессам образования и воспитания молодежи в нашем обществе.

В настоящее время мы можем с благодарностью к Богу отметить, что наше взаимодействие со всеми органами государственной власти в деле просвещения, воспитания наших детей и молодежи осуществляется успешно. Мы благодарны всем нашим соработникам и коллегам. С Министерством образования и науки Алтайского края, с Институтом развития образования у нас на постоянной основе проводятся конкурсы для педагогов «За нравственный подвиг учителя», конференции и семинары, Олимпиады для школьников по Основам православной культуры, проводятся конкурсы детских рисунков, детских театральных коллективов. Осуществляется взаимодействие со всеми вузами Алтайского края. Проводится множество мероприятий: все это благодаря работе с Администрацией нашего края и города. Мы благодарны нашему губернатору и всем сотрудникам краевой и городской администрации, руководству и депутатам Законодательного собрания, на площадке которого мы проводим традиционные встречи.

Мы благодарим всех наших гостей и участников, принявших участие в нашем сегодняшнем собрании. Искренне хочется пожелать всем нам плодотворной работы!

Благословение Божие да пребудет над всеми нами!

Приветственные слова также огласили приглашенные гости:

– Е.Ю. Давыдова, начальник отдела реализации государственной национальной политики департамента Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по взаимодействию с федеральными органами государственной власти;

– И.В. Солнцева, председатель постоянного комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по социальной защите и занятости населения;

– Г.А. Буевич, председатель Барнаульской городской думы;

– Е.В. Половиков, заместитель председателя комитета общественных связей и безопасности администрации г. Барнаула;

– М.А. Тибекина, начальник отдела воспитания, дополнительного образования и оздоровления Министерства образования и науки Алтайского края;

– А.М. Марков, ректор АлтГТУ им. И.И. Ползунова, доктор технических наук, профессор, председатель Совета ректоров Алтайского края и Республики Алтай.

Затем ряд участников Чтений выступили с докладами.

– Т.Н. Райских, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора по научной и инновационной работе Алтайского института развития образования имени А.М. Топорова выступила на тему «Формирование духовно-нравственных ценностей детей и молодежи: приоритетная задача образования».

– В.В. Кулиш, к.социол.н., доцент, зав. кафедрой социологии, политологии и экономики, осветил тему «Историческая память учащейся молодежи, как традиционная Россия духовно-нравственная ценность».

– Л.А. Гриневич, к.пед.н., доцент АГИК, преподаватель воскресной школы при Покровском кафедральном соборе г. Барнаула, руководитель детской анимационной студии «Желтый пеликан» г. Барнаула Барнаульской епархии, победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», лауреат педагогического конкурса «Серафимовский учитель», сделала доклад на тему «Воспитание молодежи в условиях цифровой трансформации», где, в частности, рассказала о детской анимационной студии «Желтый пеликан». За то время, что Лариса Анатольевна руководит студией, дети сняли шесть мульфильмов.

– Иеромонах Павел (Журавлев), председатель миссионерского отдела Барнаульской епархии, поделился опытом своего шестилетнего пребывания в качестве священнослужителя в русских приходах Латинской Америки (Парагвай, Бразилия, Колумбия). Тема его доклада: «Влияние внешней среды на формирование личности, на примере русской эмиграции в странах Латинской Америки».

– В.В. Исаев, к.и.н., доцент кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Алтайского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, углубился в историю освоения Алтайского региона, акцентировав внимание слушателей на том, как и кем было организовано просвещение, образование и воспитание в период активного промышленного освоения территории в Петровскую эпоху, и вплоть до середины XIX века. Доклад назывался: «Роль просветительской деятельности в начальный период освоения Алтая Российским государством ХVIII – первой половины XIX веков».

Ведущим пленарного заседания выступил председатель отдела религиозного образования и катехизации Барнаульской епархии протоиерей Сергий Фисун.

В завершение секретарь епархии архимандрит Иларион поблагодарил всех гостей и активных участников пленарного заседания за интересные сообщения.

Владимир Клименко