Русские святые — это не только иконы и учителя веры, но и умелые словесники, способные донести до нас глубинные истины через свои произведения. Их творения, будучи написанными веками назад, до сих пор остаются актуальными и вдохновляющими.
Выставка » Творения русских святых представила собой сборники книг, научных трудов и других литературных произведений, посвященных русским святым. Она познакомила посетителей с богатым наследием православной культуры и религии, а также расширила их знания о жизни и деяниях русских святых.
Первые печатные творения русских святых отцов появились в сборниках. Одним из самых первых русских патристических авторов, чьи творения были изданы печатным способом, был несправедливо осужденный и проведший много лет в заточении в России преп. Максим Грек (1470–1556).
Свт. Димитрий Ростовский (1651–1709) первое свое творение «Руно орошенное» издал в Чернигове в издательстве Свято-Троицкого Ильинского монастыря в 1680 году. С 1689 года в Малороссии (в Киево-Печерской Лавре, в Могилеве) начинают выходить его известные жития святых – «Книга житий святых» (переиздано в России в 1762 году и в Киеве в 1764 году). При жизни свт. Димитрия, вышли еще «Апология в утоление печали…» (1700) и «Рассуждение об образе Божии и подобии» (1707). Все остальные его сочинения выходили уже после кончины святителя (церковное прославление которого состоялось в 1764 году).
Сочинения свт. Тихона Задонского (1724–1783), изданные в пятнадцати томах в Санкт-Петербурге в 1825 году, представляют разные жанры: письма, проповеди и поучения, среди которых наиболее выдающимися являются: «Сокровище духовное, от мира собираемое», «Об истинном христианстве», «Плоть и дух», «Наставление христианское». По словам архиепископа Филарета (Гумилевского), «высокое достоинство нравственных его произведений видно и из того, что Священный Синод составил из них наставление “о собственных для каждого христианина должностях” и это “Книгоиздание творений русских святых отцов в XIX – начале XX веках».
В 1813 году публикуются творения преп. Нила Сорского (1433–1508): «Предание ученикам», «Монастырский устав» и Завещание.
В 1821 году в «Памятниках российской словесности XII в.» ученым А. Калайдовичем впервые издаются творения свт. Кирилла Туровского (1130–1182).
В 1847 году издаются некоторые из посланий преп. Иосифа Волоцкого (1439–1515).
Более поздний автор XVIII века, аскетический писатель преп. Паисий Величковский (1722–17194), возродитель русского исихазма, переводил на славянский язык с греческого творения святых отцов. Он стал издаваться только в XIX веке, с 1847 года.
Однако большинство издаваемых русских святоотеческих творений XIX века приходится на авторов, живших в ту эпоху, таких как свт. Филарет Московский, свт. Игнатий Брянчанинов, свт. Феофан, Затворник Вышенский, св. прав. Иоанн Кронштадтский.
В 1895 году в Москве появляется первая публикация преп. Амвросия Оптинского (1812–1891) под названием: «Письма к настоятельницам N общины» (за 1876–1890 годы). В 1908–1909 годах в Сергиевом Посаде издаются два тома его писем к монашествующим и один том писем «к мирским особам».
Нельзя не вспомнить преп. Серафима Саровского (1759–1833; канонизирован в 1903 году). В 1903 году С. А. Нилус издает в «Московских ведомостях» знаменитую «Беседу о цели христианской жизни» преп. Серафима с помещиком Н. А. Мотовиловым.
Выставка «Творения русских святых» дала прекрасную возможность для всех, кто интересуется православием и историей русской культуры, погрузиться в мир духовности и мудрости святых, понять их вклад в развитие православной церкви и влияние на русскую литературу и искусство.