БДС

БАРНАУЛЬСКАЯ

ДУХОВНАЯ

ПРАВОСЛАВНАЯ

СЕМИНАРИЯ

Расписание занятий

03.02.2015

Протоиерей Максим Козлов: Система дистанционного обучения в духовном образовании востребована

23 января 2015 года секция «Дистанционное обучение в духовном образовании: достижения, проблемы, перспективы» в рамках работы направления «Духовное образование в Русской Православной Церкви» ΧΧΙΙΙ Международных образовательных Рождественских чтений состоялась в конференц-зале Учебного комитета в Андреевском монастыре. Предлагаем Вам расшифровку приветственного слова Первого заместителя председателя Учебного комитета протоиерея Максима Козлова.

- Собравшимся здесь нет необходимости говорить общие слова о важности дистанционного обучения в духовном образовании, поэтому обозначу некоторые ключевые позиции.

Система дистанционного обучения в духовном образовании востребована уже хотя бы потому, что в ближайшие годы мы должны будем решить проблему того наследия, которое нам досталось от предыдущей эпохи, а именно, так называемых заочных секторов, которые существуют во многих наших семинариях и других духовных образовательных учреждениях.

Заочный сектор в том виде, как он существовал и был оправдан в советскую эпоху и в первые годы после ее окончания, с очевидностью должен видоизменяться. Это объясняется как решениями Архиерейского собора, который предполагает, что у нас духовное образование получается перед рукоположением, а не наоборот, как это часто имело место в предыдущую эпоху, так и тем, что список клириков, которые обучаются на заочном секторе, поскольку не имели духовного образования к моменту хиротонии, должен постепенно исчерпываться.

Конечно, есть исключения, но исключения не должны образовывать такого количества обучающихся, которые бы давали полноценное наполнение заочному сектору.

Кроме того, в большинстве наших семинарий и академий изменился состав обучающихся на заочном секторе. Ими часто становятся сотрудники тех или иных епархиальных структур, синодальных учреждений и просто миряне, которые в силу их семейного и социального статуса не имеют возможности обучаться стационарно, но которых мы видим в перспективе церковно – или священнослужителями.

Второй момент заключается в том, что заочный сектор в том виде, в котором он существовал ранее, не отвечает вызовам современной эпохи. Очевидно, что пребывание на сессии пару раз в год - неважно, с заслушиванием или без заслушивания установочных лекций - и со сдачей экзаменов часто методом не мытьем, так катаньем («Матушка больна, храм строится, денег не хватает, а у меня только по вашему предмету нет оценки») должен уходить в прошлое. Единственной полноценной заменой такому методу обучения на перспективу видится именно дистанционное образование.

Те трансляции, которые начались по линии Учебного комитета, не являются дистанционным образованием в собственном смысле этого слова. Задействование каналов ОАО «Ростелеком» для трансляций лекций профессоров и преподавателей Московской духовной академии (задействовать другие духовные школы не удалось по финансово-административным причинам) – это скорее меморандум о намерениях, а не об их осуществлении. Чтобы создать систему дистанционного обучения в собственном смысле этого слова, нам нужно совместно, коллегиально, имея в виду накопленный различными духовными школами опыт, выбрать некую оптимальную систему, которую мы и будем внедрять в общецерковном масштабе.

На сегодня на территории Российской Федерации, если не считать новоприобретенные территории, действуют 37 семинарий и академий, считая новооткрытую Вологодскую духовную семинарию. Несомненно, вам известно решение Священного Синода от 16 июля 2013 года (Журнал № 79), которое предполагает, что семинарии, которые находятся в четвертой рейтинговой группе, в том случае, если в трехлетний срок не обнаружат очевидной динамики к улучшению, могут лишиться статуса высшего учебного заведения и будут перепрофилированы, к примеру, в центры подготовки приходских специалистов или другие учебные заведения.

Я бы не сказал, что динамика такова, что список этот имеет тенденции к сокращению, скорее, к увеличению. Знакомство с реалиями, которое имело место уже после 2013 года, и инспекционные проверки, которые продолжаются и будут регулярно продолжаться (попутно скажу, что отныне каждая семинария будет проверяться инспекциями Учебного комитета раз в три года) показывают, что в целом ряде случаев у нас обнаружилось ухудшение рейтинговых баллов и тяготение семинарий, которые находились в третьей группе, в группу четвертую, Это выражалось в нерешенности проблем с материальным обеспечением, квалифицированными преподавательскими кадрами и в особенности с набором студентов. Мы имеем высшие духовные учебные заведения, в которых на очном отделении на курсе обучаются три-пять-семь человек. Контролируя выпускные экзаменационные испытания, мы сталкивались с ситуацией, когда трансляция отменялась, потому что единственный выпускник заболел. Понятно, что при одном-двух выпускниках очного отделения семинария не может считаться полноценным высшим духовным учебным заведением.

Речь может идти о том, чтобы предпринять некоторые изменения в региональном масштабе – под регионом я не обязательно имею в виду субъект федерации, – скажем, определить заведения, которые могут стать базовыми, и ввести дистанционное обучение на их основе. Это поможет сконцентрировать преподавательские силы и материальные ресурсы и обеспечить качество образования на ином уровне.

Мы знаем о возрастающей жесткости проверок со стороны Рособрнадзора по отношению не только к образовательным учреждениям, имеющим аккредитацию, но и по отношению к имеющим лицензию. Мягче они становиться не будут, а от лицензионных проверок нам не уйти. Это с очевидностью говорит о том, насколько тема нашего сегодняшнего обсуждения является актуальной.

Хотел бы еще сказать еще об одной стороне нашего общения, которая была детально разработана и учреждена на заседании Высшего Церковного Совета, решения которого впоследствии были подтверждены на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось 25 декабря 2014 года. Среди прочих документов был утвержден «Регламент участия представителей Учебного комитета в итоговой аттестации выпускников духовных образовательных организаций с использованием дистанционных образовательных технологий» (Журнал № 116).

В предыдущем году такой контроль проводился в тестовом режиме, мы как бы обкатывали систему, пытались понять, что нам нужно, что требуется изменить. Сейчас, когда принят соответствующий документ, выпускные экзамены и защиты квалификационных работ во всех семинариях будут происходить с использованием этого регламента.

Упомянутый «Регламент» определяет назначение представителей Учебного комитета в духовные образовательные организации, алгоритм подготовки проведения итоговых испытаний, порядок проведения итоговых испытаний, анализ и обобщение результатов итоговых испытаний, технические требования к оборудованию для обеспечения проведения итоговой аттестации выпускников с использованием дистанционных образовательных технологий, отражает документацию, которая должна прилагаться.

Особенно внимательно мы будем следить за теми ситуациями, когда выпускники в силу каких-то причин не сдают выпускной экзамен со своей группой.

Очень важно для нас всех вместе и для сотрудников Учебного комитета в частности в самое ближайшее время – надеюсь, наша встреча послужит тому важным этапом – определиться с базовым форматом не только этого контроля, но и возможных форм дистанционного обучения. Может быть, следует создать рабочую группу, которая в сжатые сроки с участием представителей наших лучших школ определила бы этот стандарт, и мы могли бы приступить к разработке системы дистанционного образования с тем, чтобы через год-два иметь систему, которую могли бы использовать в нашей системе духовного образования в качестве базовой.

Подготовила Ольга Богданова.

Портал Учебного комитета

Сайт создан по благословению Управляющего митрополией Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Барнаульского и Алтайского

© 2013 - 2024, Алтайская митрополия Русской Православной Церкви

При перепечатке материалов сайта просьба указывать ссылку на http://altay-seminary.ru/

С вопросами и предложениями обращаться по адресу help@altay-seminary.ru

Сегодня 20.04.2024; Время 11:57:35

Имя:      

Пароль: