На примере учения одного из величайших учителей христианской веры, первоверховного апостола Павла, ставшим «апостолом язычников», и святых отцов Церкви автор показывает взаимоотношение естественного нравственного закона и веры Христовой.

Ключевые слова: естественный нравственный закон, апостол Павел, святые отцы Церкви, образ Божий в человеке, преображение во Христе

 

Естественный нравственный закон присущ всем людям, независимо от их культурной и национальной принадлежности и выражается в действии в человеке совести, которая проявляется в том, чтобы направлять человека к добру. Онтологически заложенный в природу человека естественный нравственный закон обнаруживает в человеке образ Божий, созданный по воле Творца: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт 1:27). Знаменитые слова Тертуллиана о том, что «душа по природе – христианка» подтверждаются естественным стремлением человека поступать по совести. Каждый из нас чувствует радость, удовлетворение, мир в душе, когда делает добро, и наоборот, чувствует горечь, беспокойство, скорбь и тяжесть в душе, когда делает зло. Митрополит Филарет (Вознесенский) пишет об этом: «Как же различать нравственно доброе от нравственно дурного? Различие это совершается по данному нам, людям, от Бога особому нравственному закону. И этот нравственный закон, этот голос Божий в душе человека мы чувствуем в глубине нашего сознания, и называется он совестью. Эта совесть и есть основа общечеловеческой нравственности»[1, с.3]. В большинстве случаев любой внимательный к себе человек знает правильное решение в той или иной ситуации: милосердное, честное, направленное на доброе. Для нас, христиан, несомненно, что человеческая природа изначально устремлена ко Творцу, стремится к реализации заложенных Создателем свойств: любви, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания (Гал. 5: 22).

Но если оглянуться на нашу жизнь, без труда можно заметить, что в мире мало людей, живущих по совести. Почему так происходит? Потому что нравственная природа человека отравлена первородным грехом и греховной жизнью, помрачающей, искажающей и извращающей действие совести в нас. Мы живем, чаще действуя как удобно, порой прямо противореча своей совести и внутренним добрым убеждениям, даже когда явно чувствуем, что делаем что-то не то. Апостол Павел красноречиво написал об этом состоянии душевного противоречия: «Я не понимаю, что делаю, потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе, потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю… Итак, я нахожу закон, что когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием, но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?»(1 Рим.7:15)

Естественный нравственный закон в падшем человеке носил на себе отпечаток его страстной греховной природы и уже не мог правильно и надежно руководить его к нравственному совершенствованию и жизни в Боге. Естественный нравственный закон, сталкиваясь в душе человека с противоположным влиянием, действием страстей, оказывается совершенно недостаточным для спасения. Апостол Павел пишет об этом: «По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. <…> Итак, тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7:22-23, 25). Любой внимательный наблюдатель может заметить, что, несмотря на некие универсальные присущие всем народам законы морали, все они могут искажаться, забываться и интерпретироваться, порой прямо противореча моральным нормам. И только откровение от Бога, давшее незамутненный человеческими страстями Закон, открывает человеку собственное гибельное греховное состояние, о чем говорит апостол Павел: «Что же скажем? Неужели от закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. (Рим. 7: 7).

Нисходя к слабости падшего человека, Господь дал людям свой Божественный закон, в котором требования воли Божией предлагаются ясно и положительно. Этот закон называется положительным, или откровенным, нравственным законом. Он дан человеку только по причине его греха. Апостол Павел пишет: «Для чего же закон? Он дан после по причине (ради) преступлений, т.е. вследствие грехопадения (Гал. 3:19). Богооткровенный нравственный закон не есть что-то чуждое человеку. В книге Второзакония Моисей указывает, что Закон Божий естественен для человека: «Заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Она не на небе, чтобы можно было говорить: кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? И не за морем она, чтобы можно было говорить: кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? Но весьма близко их тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнить его» (2 Втор.30:11–14.).

О связи естественного нравственного закона и ветхозаветного Богооткровенного Закона прот. Н. Фаворов пишет: «Богооткровенный закон Ветхого Завета, в нравственной части своей, был, можно сказать, воспроизведением внутреннего закона нашего, который более или менее помрачался в сознании людей и искажался в их обычаях и нравах»[2,с. 21.].

Преп. Ефрем Сирин говорит, что все Десятисловие сводится к двум главным заповедям о любви к Богу и человеку: «Все же заповеди, данные евреям, состоят в сем одном законе: что ненавистно тебе, того не делай другому» [3, с. 369.]. И отождествляя это правило с двойной заповедью о любви к Богу и ближнему, говорит, что на этих двух заповедях висит «закон естественный, изложенный в Пятикнижии и у Пророков»[4].

Утверждая нравственное начало в человеке, Православная Церковь призывает его к полноте нравственности, открытой в Богочеловеке Иисусе Христе, и убеждена, что только преображение человеческой души во Христе может служить залогом спасения и жизни вечной. Для апостола Павла, проповедовавшего среди язычников, естественный нравственный закон был тем мостиком, через который он переводил новообращенных и к полноценной вере Христовой. Он был убежден, что естественная нравственность присуща не только христианам, но и язычникам, людям, находящимся вне Церкви: «Ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствуют мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа» (Рим 2:14-16). Только в Господе Иисусе Христе мы находим тот нравственный идеал, который может быть воплощен в жизни каждого человека через его следования за Христом. Соотношение своей жизни не просто с внутренним духовным чувством, а с личностью и поведением Иисуса Христа, следованию нравственному учению Спасителя, апостол Павел ставил главным условием для спасения.

Венцом Откровения во всей возможной для человека полноте является Священное Писание Нового Завета и Послания апостола Павла – это самые ранние его произведения, первое из которых – послание апостола Павла к Фессалоникийцам наглядно иллюстрирует применение апостолом естественного нравственного закона для проповеди среди недавних язычников. Ап. Павел хорошо понимает, что перед ним люди, которые еще вчера поклонялись идолам и приносили жертвы, чья мораль далека от христианского поведения, поэтому его письмо написано простым незамысловатым языком, главное в нем – это этическая составляющая, как наиболее близкая и понятная для нравственного восприятия вчерашнего язычника. Ап. Павел пишет: «За сим, братия, просим и умоляем вас Христом Иисусом, чтобы вы, приняв от нас, как должно вам поступать и угождать Богу, более в том преуспевали, ибо вы знаете, какие мы дали вам заповеди от Господа Иисуса. Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога» (1Фесс.4:1-7).

Главное, о чем он говорит – все люди, независимо от их убеждений и положения, нуждаются в оправдании через Иисуса Христа. Без Христа – нет спасения. Как пишет арх. Платон Игумнов, в учении апостола Павла о естественном нравственном законе можно выделить, что этот закон дан Богом и является общим достоянием всех людей. Это закон разума, ориентирующий каждого человека в выборе добра. Знание добра имеет не просто теоретический характер, но и внутренне обязывающую силу. Все люди ответственны за нарушение требований нравственного закона и знают, что неповиновение закону влечет за собой будущее возмездие [5].

Учение Священного Писания о естественном нравственном законе – неотъемлемая часть творений многих отцов Церкви. Занимаясь аскезой, проходя все искусы духовной жизни и начертывая на сердцах своих Закон Христов, они опытно познавали действие естественного нравственного закона и противоположное ему влияние темных страстей, отрывающих человека от его исполнения. В своих писаниях они убедительно показывали существование в душе человека врожденного побуждения к добру и обращали его к помощи всем стремящимся к нравственному совершенствованию.

Первым из отцов Церкви учение о естественном нравственном законе изложил в «Разговоре с Трифоном-иудеем» святой Иустин Философ: «Бог установил то, что всегда и везде является справедливым, и любой народ знает, что блудодеяние, супружеская измена, убийство и тому подобное есть грех. И всякий человек, совершающий такие дела, не может освободиться от мысли, что совершает беззаконие, за исключением людей, одержимых нечистым духом или испорченных плохим воспитанием и привычками» [6, с.286].

Святой Ириней Лионский говорит: «Господь не разрушил естественные заповеди закона, которыми человек оправдывается и которые до законодательства соблюдали оправдавшиеся верою и угодившие Богу, но распространил и восполнил их» [7].

«Бог явил человеку величайшее милосердие, когда дал ему, кроме всего прочего, закон, пророков и еще прежде того естественный закон – неписаный, сего испытателя дел наших», – говорит св. Григорий Богослов [8, стр. 27]. Господь дал человеку знание добра и зла, и это знание состоит в том, чтобы верить и повиноваться Богу и исполнять Его заповеди. «Бог, сотворивший природу человека, говорит св. Максим Исповедник, даровал ему, по воле своей, вместе с бытием и силу исполнять должное. Силою же называю существенно всеянное в природу нашу влечение к добродетели, сознательно проявляющееся в деле по воле того, кто одарен им. Мы имеем судилище, присущее нашей природе, естественный закон, научающий нас устремлять волю от премудрости, присущей всем вещам, к познанию Создателя вселенной» [9].

Проводя жизнь в борьбе со страстями, отцы-подвижники ясно видели противостояние естественного нравственного закона в человеке его противоестественным нравственным влечениям. Главное, что они вынесли из этого опыта – действие естественного нравственного закона естественно и благодатно, противоположное ему действие страстей – противоестественно, чуждо природе человека и беззаконно. Будучи Благ, Господь дал человеку естественное стремление, тягу души ко всякому добру, и только искаженная грехом и рожденными от него страстями человеческая природа стала пленницей этих противоестественных греховных желаний. Преподобный Антоний Великий писал об этом: «Совершенство рождается из чистоты сердца, ибо сердцам присущи два направления, а именно, добро естественное и зло, противное природе, рождающее страсти души, каковы – ропот, зависть, издевательство и прочие грехи. Добро же служит источником познания Бога и освобождает душу от всех страстей» [10]. «Душа наша по природе добра, говорит св. Ефрем Сирин, но превращается в злую по своему свободному произволению… Страсти неестественны; они прививаются и развиваются злым произволением, – и привычка делает их сильными, как сильна природа» [11,с. 619–620].

Существование нравственного закона в душе всех людей сделало возможным, что лучшие из язычников, не знающие Христа, подчиняясь естественному стремлению к добру, в силу своих благих устремлений могли проводить добродетельную жизнь.

Преподобный Афанасий Великий говорит об оправдании древних праведников через естественный закон. Святитель Василий Великий в «Шестодневе» высказывает мысль, что всеобщий порядок и гармония в сотворенном мире есть прообраз порядка в человеческой жизни. По учению св. Иустина Философа Божественный Логос, создавший мир, причастен отчасти каждой человеческой душе. Все прекрасное когда-либо сказанное или открытое языческими философами и законодателями, достигнуто ими по мере познания этого Логоса. Поэтому все, еще до пришествия Христа жившие по внушению присущего их природе разума, суть христиане, хотя бы их считали за безбожников. К числу таких дохристианских праведников св. Иустин относит Сократа, Гераклита, Авраама, Илию и других [12].

В своих трудах святые отцы Церкви показали, что нравственное учение Христово – это не просто закон, подобный законам человеческого общества, рассматривающих личность в юридической плоскости, а нечто гораздо большее. Господь не желает добиться от человека формального исполнения всех указаний морального кодекса. Как любящий отец, Он хочет, чтобы через них человек преобразился во Христе, поистине стал равным Богу по благодати, чтобы сама мысль о грехе стала ему чужда и противна. Это преображенное, свободное от действия страстей состояние человеческой души, возможно только с помощью Божьей, о чем Христос сказал своим ученикам, вопрошающих у Учителя, кто же может спастить? «А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно (Мф. 19:26). Никакими привычными человеческими средствами достичь совершенства без помощи Божьей невозможно. Потому что человек спасается не от дел, не от заслуг или успехов, а единственно от благодати Божьей. Христианская нравственность невозможна без благодати Божией.

Благодатное действие Божие на сердце человека осуществляется только через Христа, в Его святой Церкви, «ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа» (Ин 1:17). Уважая данную человеку свободу выбора, любящий Господь ни в коем случае не хочет принуждать его, ставя условием совершенства добровольное искреннее участие самого человека в деле своего спасения. Святой прав. Иоанн Кронштадтский пишет об этом так: «Правда Божия требует, чтобы человек, волею падший, сознательно сам и подвизался против греха, боролся с ним и, побеждая его, призывал усердно на помощь благодать Божию, без которой никогда не может быть победителем греха, чтобы заслужить вечную награду от Бога и иметь утешение в том убеждении, что в этой нравственной победе есть и его доля заслуги» [13,с. 205].

В Церкви Божией через установленные Богом Таинства благодать Христова действует в полной мере, явно преобразуя сердце человека из земного и тленного в духовное вечное, обращенное к Богу. Естественный нравственный закон, открывающийся и в нехристианской нравственной этике, отцы Церкви не отвергали и не третировали, а уважали, как проявление образа Божия в человеке. Святой Василий Великий писал: «Кто видит в другом плод Святого Духа, во всем отличающийся равным богочестием, и не Святому Духу его приписывает, но присвояет противнику, тот произносит хулу на Самого Святого Духа» [14, с.329].

Естественную нравственность, стремление человека к добру, святые рассматривали как дар Божий, который достоин всяческого одобрения и восхищения. Что может быть радостней для верующей боголюбивой души, чем видеть явные признаки присутствия Божия там, где на первый взгляд о Боге вроде бы и не помышляют? Ведь, как сказал Господь, «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8). Христианин уважает и чтит всякого человека, даже если тот и не разделяет его взглядов, ведь мы верим, что в каждом из людей есть образ Божий. И естественный нравственный закон в человеке тому подтверждение.

Тем же, кто поверил и пошел за Христом, больше не нужно искать отблески солнца в воде и на камнях. Для них Солнце Правды – Христос светит каждый день. Господь всегда рядом, и мы можем всегда чувствовать его присутствие и говорить с Ним. Это и есть высшая нравственная правда, которую мы открываем вместе со святыми отцами, придя в Церковь Божию и встретив там Христа.

 

Литература:

 

  1. Филарет (Вознесенский), игум. Конспект по нравственному богословию. М., 1990. С.3.
  2. Фаворов Н., прот. О христианской нравственности. — Киев, 1879. С. 21.
  3. Св. Ефрем Сирин. Толкование на книгу Исход // Творения. — М.: Отчий дом, 1995. Т. 6, С. 369.
  4. Там же.
  5. Православное нравственное богословие / Архимандрит Платон. — [Сергиев Посад]: Свято-Троицкая Сергиева Лавра; [М.]: Круглый стол по религ. образованию в Рус. Православ. Церкви. 1994. — 240 с.
  6. Иустин Философ и мученик. Творения. М.: Паломник, 2005. С.286.
  7. Ириней. Против ересей. Перев. свящ. Преображенского. Кн. 4, 13, 1.
  8. Григорий Богослов. Творения в русском переводе. 1889, т. II. С. 27.