Статья магистра богословия, проректора по научной и методической работе Воронежской духовной семинарии иерея Константина Ревы, посвященная анализу развития системы духовного образования Русской Православной Церкви в 2022-2024 годах.
За 15 лет Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла каждый год был наполнен различными событиями, которые были связаны с развитием системы духовного образования Русской Православной Церкви [1]. Одни из них были непосредственно инициированы Церковью, другие стали ответом на изменения в сфере государственного регулирования системы высшего образования и науки в целом. За прошедшие два года со времени выхода предыдущей статьи, посвящённой развитию духовного образования в 2021-22 учебном году [2. C. 114-123.], произошло немало значимых событий и наметились новые тенденции на ближайшую перспективу. Одними из главных событий стали реорганизация трёх духовных семинарий из высших учебных заведений в центры подготовки церковных специалистов, открытие новых магистерских профилей и завершение перехода аспирантур с обучения по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС) на федеральные государственные требования (ФГТ).
Бакалаврские программы духовных учебных заведений
С 1 марта 2022 года вступила в силу новая система государственной аккредитации образовательных организаций, в которой основной акцент сделан не на проверке документов, а на оценку знаний студентов [3. С.91.]. Первоначально к новой системе вузы осторожно присматривались, но довольно скоро стало ясно, что переход на данную модель аккредитации во многом облегчил для духовных учебных заведений её прохождение. Это связано с тем, что все духовные школы не реже чем раз в три года проходят инспекционную проверку комиссией Учебного комитета Русской Православной Церкви. В ходе этой инспекции студенты выпускного курса пишут проверочную работу, результаты которой являются одним из ключевых показателей эффективности работы всего учебного заведения [4. C.51.], наравне с результатами итоговой аттестации, которую дистанционно контролируют сотрудники Учебного комитета. Именно эта практика регулярного среза знаний и строгого контроля за объективностью выпускных экзаменов и защит дипломных работ создала благоприятные условия для успешной адаптации духовных учебных заведений к обновлённой процедуре государственной аккредитации.
За последние годы несколько десятков сотрудников духовных учебных заведений как столичных, так и региональных, прошли аттестацию в Рособрнадзоре и пополнили число экспертов Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), которые участвуют в проведении государственной аккредитации. Это позволило, с одной стороны, повысить качество содержательной проверки учебных материалов по теологии со стороны Рособрнадзора, с другой стороны, действующие эксперты в своих учебных заведениях оперативно имеют возможность скорректировать учебный процесс в точном соответствии с требованиями надзорного органа.
В результате с 1 марта 2022 года по 1 июля 2024 года количество прошедших государственную аккредитацию бакалавриата духовных учебных заведений увеличилось с 17 до 30 (из 38).
Осенью 2023 года впервые Рособрнадзором был проведен аккредитационный мониторинг образовательных организаций, который согласно новой государственной модели контроля качества образования будет проводиться через каждые три года в отношении всех учебных заведений, получивших бессрочную государственную аккредитацию. Десять духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, участвовавших в аккредитационном мониторинге, прошли его успешно, чему содействовала системная работа по сопровождению духовных школ в данном процессе со стороны Учебного комитета. «Духовные школы, подотчётные Учебному комитету, набрали баллы, свидетельствующие о стабильной образовательной деятельности, в полной мере соответствующей государственным требованиям» [5]».
В октябре 2023 года Священный Синод Русской Православной Церкви скорректировал сроки для обязательного получения духовными семинариями государственной аккредитации программ бакалавриата [6]. Если ранее процедуру нужно было пройти до 1 января 2027 года, то согласно новому определению, срок был перенесён до 24 декабря 2024 года. По состоянию на 1 июля 2024 года государственную аккредитацию бакалавриата ещё не прошли Таврическая, Ставропольская, Самарская, Ярославская, Владимирская, Костромская, Пермская и Рязанская духовные семинарии. Первые четыре из них имеют возможность пройти аккредитацию до установленного Священным Синодом срока, так как получили государственные лицензии по направлению подготовки 48.03.01 Теология несколько лет назад и имеют в числе учащихся второй, либо последующие курсы обучающиеся по ФГОС. Духовные семинарии Владимира, Костромы и Перми прошли государственное лицензирование по теологии лишь в 2023-24 учебном году, что даёт возможность выйти на аккредитацию не ранее осени 2025 года. Рязанская духовная семинария до сих пор не смогла получить государственную лицензию по теологии и, тем самым, срок её выхода на аккредитацию остаётся неопределённым.
В июле 2023 года в Троице-Сергиевой лавре прошло Архиерейское Совещание, на котором обсуждался вопрос об оптимизации системы духовных учебных заведений, что отражено в 9-м пункте постановления «С удовлетворением отмечая продолжающуюся общецерковную работу по повышению образовательного уровня духовенства, Архиерейское Совещание просит Священный Синод рассмотреть возможность объединения существующих духовных учебных заведений для более эффективной дальнейшей работы по образованию и воспитанию будущих пастырей» [7].
Данный вопрос встал на повестку дня жизни Русской Православной Церкви в связи с тем, что в ряде региональных духовных семинарии количество учащихся стало критически малочисленным. В свою очередь, полноценное функционирование духовной семинарии в статусе высшего учебного заведения требует существенных материальных и кадровых ресурсов. И чем меньше студентов обучается в вузе, тем больше церковных ресурсов используется для подготовки будущего пастыря в малокомплектной семинарии. В связи с этими вопрос о целесообразности существования ряда региональных духовных учебных заведений именно в статусе вуза, т.е. семинарии, был фактически соотнесен с наличием государственной аккредитации и количеством учащихся.
С 1 июля 2022 года по 1 июля 2024 года решением Священного Синода три духовные семинарии (Якутская [8], Курская и Иваново-Вознесенская [9]) из церковных вузов были реорганизованы в центры подготовки приходских специалистов (ЦППС), которые могут реализовывать образовательные программы дополнительного и среднего профессионального образования (см. п. 1.1. Типового устава) [10]. При этом было строго указано, что студенты духовных учебных заведений, поступившие из епархий, где были реорганизованы духовные семинарии, подлежат обязательному распределению в епархии, их направившие для обучения. Епархиальные архиереи, направляющие в духовные школы своих подопечных, были призваны Священным Синодом участвовать в материальном обеспечении их обучения.
В качестве прогноза можно сказать, что ещё несколько духовных семинарий, в первую очередь из числа не прошедших государственную аккредитацию бакалавриата, будут преобразованы в ЦППС. При этом формат преобразования потенциально может быть дополнен, в частности, вариантом близким к формату подготовки священнослужителей на базе Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Так, при наличии полноценно действующей кафедры теологии на базе регионального университета при тесном сотрудничестве с епархиальным руководством, может быть налажено сетевое взаимодействие этой кафедры с ЦППС. В таком случае базовую подготовку осуществляет университетская кафедра теологии, имеющая государственную аккредитацию, а за освоение пастырского блока дисциплин и практик отвечает епархиальный центр подготовки церковных специалистов по аналогии с ПСТБИ. С учетом того, что ЦППЦ имеет право как повышать квалификацию, так и реализовывать программы профессиональной переподготовки священнослужителей, такой вариант сетевого взаимодействия вполне возможен.
После завершения реорганизации в ЦППС духовных семинарий, не прошедших своевременно государственную аккредитацию, вероятно в дальнейшем основной причиной для подобных преобразований может стать именно малочисленность учащихся на бакалавриате духовного учебного заведения. Это обстоятельство ставит перед всеми региональными духовными семинариями задачу активизировать профориентационную работу среди потенциальных абитуриентов для поддержания стабильного количества обучающихся.
Прогноз о переходе в ближайшее время с четырёхлетнего учебного плана бакалавриата духовных учебных заведений на пятилетний [2. C. 119.] в контексте выхода России из т.н. «Болонского процесса» полностью не был реализован, при этом перспективы реализации данной инициативы всё же сохраняются и предварительно отнесены на срок не ранее 1 сентября 2026 года.
Для более мягкого возвращения к пятилетнему обучению по программе подготовки священнослужителей Учебный комитет предписал [11] духовным учебным заведениям перейти на пятилетний учебный план церковного бакалавриата, при включении всех дисциплин и практик подготовительного курса в основную образовательную программу. Ранее подготовительный курс реализовывался духовными школами как дополнительная образовательная программа, что создавало ряд неудобств для её слушателей, связанных с социальными гарантиями и возможностью получения отсрочки от воинской службы. Освоение пятилетнего церковного бакалавриата не препятствует одновременному обучению семинаристов на программе по направлению подготовки 48.03.01 Теология, на которую они могут поступить после первого года обучения на церковном бакалавриате.
Широкое внедрение пятилетнего церковного бакалавриата позволит наиболее безболезненно в дальнейшем перейти на пятилетний срок обучения по ФГОС четвёртого поколения.
Важной составляющей развития всего высшего образования в России в данный период стало внедрение в образовательные программы всех направлений подготовки дисциплин мировоззренческого характера. Так в 1-м семестре бакалавриата обязательной к изучению стала дисциплина «Основы российской государственности», в которой излагаются исторические, правовые и духовно-нравственные основы существования нашего Отечества. В дополнение к этому существенно увеличилось количество аудиторных часов для освоения дисциплины «История России», содержание которой должно расширять мировоззренческие основы, заложенные в самом начале обучения на «Основах Российской государственности». Помимо этого, в ряде вузов ведётся апробация базового курса «История религий России», который может потенциально дополнить упомянутый мировоззренческий блок. Относительно дисциплины «История религий России» важно избежать её выхолащивания, связанного со скатыванием в обычное индифферентное религиоведение, а напротив, необходимо направить усилия на изучение мировоззренческой специфики религий нашей страны, связанное именно с теологическим подходом.
Магистерские программы духовных учебных заведений
С 2022 по 2024 года количество духовных учебных заведений с магистерскими программами увеличилось с 20 до 22 из 40 церковных вузов (с учётом ОЦАД и ПСТГУ) и 11 из них имеют государственную аккредитацию. Так, в Саратовской духовной семинарии в 2022 году был открыт магистерский профиль «Социальное учение Русской Православной Церкви» [12], а в 2023 году в Воронежской духовной семинарии была открыта магистратура с профилем «Православная теология. Основное богословие» [13].
Значимым событием в сфере развития специализации магистерских программ духовных учебных заведений стало открытие в мае 2023 года на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия профиля «Историческая литургика» [14]. Спецификой данного профиля стало его позиционирование как образовательной программы, которая основной задачей видит подготовку высококвалифицированных преподавателей литургики для духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Такой подход отличает данный профиль ОЦАД от близких, но при этом более широких по специализации магистерских программ СПбДА «Православное практическое богословие» и МДА «Пасторология и литургика», где основной акцент делается именно на пастырском служении в целом, а не на педагогической деятельности, основанной на реализации новых методических подходов к преподаванию литургики. Данные подходы были сформулированы в Типовой рабочей программе дисциплины Литургика [15], которая была утверждена в 2021 году.
В качестве прогноза отмечу, что в краткосрочной перспективе видимо стоит ожидать обозначение Священным Синодом сроков для обязательного прохождения государственной аккредитации магистратур для тех духовных школ, которые её ещё не имеют. В среднесрочной перспективе видимо увеличение количества духовных семинарий с магистратурами продолжится [16. C.106.]. Вероятно, магистерские профили потенциально могут быть открыты в Таврической, Екатеринодарской и Ставропольской семинариях.
Аспирантские программы духовных учебных заведений и церковная наука
В 2024 году состоялся заключительный выпуск аспирантов очной формы обучения по направлению подготовки 48.06.01 Теология (аспиранты-теологи заочной формы обучения по этому же направлению выпустятся в 2025 году). Напомню, что с 2022 года набор в теологические аспирантуры осуществляется исключительно на научные специальности отрасли 05.11 Теология, которые, как и все аспирантские программы, не подлежат государственной аккредитации. При этом заочное обучение аспирантов по трём научным специальностям отрасли 05.11 Теология с 2022 года не допускается при сохранении практики соискания учёной степени.
В июле 2024 года состоялся первый выпуск аспирантуры Сретенской духовной академии, которая была открыта в апреле 2021 года. В целом количество аспирантур в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви в России за два года не изменилось и их осталось пять (ОЦАД, МДА, СПбДА, Сретенская ДА, ПСТГУ).
В качестве прогноза отмечу, что Казанская духовная семинария имеет потенциал в среднесрочной перспективе для открытия аспирантуры. Это обусловлено, с одной стороны, богатой историей духовной школы, отметившей в 2023 году своё 300-летие, существенную часть которой она прошла в статусе духовной академии. С другой стороны, в нынешних условиях Казанская семинария реализует два магистерских профиля, прошедших государственную аккредитацию, среди которых особое место занимает «Конфессиональное исламоведение» — уникальное направление, достойное в перспективе серьёзных научных исследований аспирантского уровня.
В 2022 году, в связи с обновлением перечня научных специальностей, в котором теология стала отдельной отраслью с выделением трёх научных специальностей: 05.11.01 Теоретическая теология, 05.11.02 Историческая теология, 05.11.03 Практическая теология, были вновь сформированы теологические диссертационные советы. На базе ОЦАД, МДА, МГУ создан диссертационный совет по всеми трём теологическим научным специальностям, а на базе ПСТГУ и СПбДА диссертационный совет по двум специальностям (исключая практическую теологию). С 2016 года, когда была защищена первая кандидатская диссертация по теологии, по 2023 год включительно защищено около 30 (из которых 4 докторские) диссертаций по теологии [1].
Количество церковных докторских (два – Общецерковный при ОЦАД и Объединенный при МДА, СПбДА и Минской ДА) и кандидатских (пять – два при МДА, и по одному при ОЦАД, СПбДА, ПСТГУ) диссертационных советов в России за два года не изменилось.
Можно прогнозировать в ближайшие годы активизацию защит кандидатских диссертаций как по богословию, так и по теологии с учётом ежегодного увеличения числа выпускников аспирантур и усиления контроля за подготовкой диссертаций соискателями учёных степеней со стороны Учебного комитета.
Важным свидетельством интереса к теологическим научным специальностям среди исследователей является увеличение количества церковных научных журналов, включённых в список ВАК, количество которых возросло до 16 изданий [17]. В этом отношении лидерами являются ПСТГУ (из 9 научных журналов в перечень ВАК входят 5) и СПбДА (из 8 научных журналов в перечень ВАК входят 4), где количество ваковских журналов наибольшее среди духовных учебных заведений Русской Православной Церкви, что свидетельствует о значимом научном потенциале данных вузов.
В качестве прогноза можно ожидать в среднесрочной перспективе включение в перечень ВАК научных журналов МДА (из 9 научных журналов в перечень ВАК входят 2), для чего важно выдерживать строгую периодичность их издания с высоким качеством рецензирования.
Общецерковных список рецензируемых научных журналов (в него включено 67 изданий, из которых в перечень ВАК вошли 12 журналов) был обновлён в 2023 году и утверждён лично Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом [18], и в дальнейшем его актуализация поручена Учебному комитету. Строгое соблюдение требований к научным изданиям, претендующим на включение в Общецерковный список, стало важным этапом развития церковных изданий на пути к включению церковных журналов в перечень ВАК.
Говоря о развитии церковной науки, нельзя не упомянуть о проекте «Богословы России», который призван создать единый информационным ресурс для объединения усилий церковных исследователей. Данный проект реализуется Московской духовной академией и другими образовательными и научными учреждениями на базе портала Богослов.ru. Хотя в 2024 году велась преимущественно работа по проектированию и техническому сопровождению данного проекта, вместе с тем, важным шагом к активизации интереса к научным публикациям стали тематические обзоры научной периодики 2023 год, которые были подготовлены сотрудниками портала Богослов.ru [19]. К сожалению, данные обзоры охватывают преимущественно светские научные журналы и ваковские церковные издания и крайне редко обращают внимание читателей на публикации журналов из Общецерковного списка, не входящих в перечень ВАК. Важно, чтобы такой подход был изменен и база обзоров была существенно расширена за счет всех научных журналов из Общецерковного списка, что активизирует интерес к изданиям региональных духовных учебных заведений.
В качестве прогноза можно отметить, что при должном системном подходе к привлечению кадровых и материальных ресурсов проект «Богословы России» может стать важным инструментом развития церковной науки. При этом важно не конкурировать с другими близкими по тематике проектами, а именно объединять усилия ради общей пользы. Это особенно важно с учётом того, что приближается к завершению фундаментальный проекта по изданию Православной энциклопедии, которая, как заявлялось ранее, будет состоять из 75 томов [20]. Весной 2024 года вышел 71 том, который завершала статья о святителе Феофане Затворнике. С учётом выхода в среднем трёх томов в год именно в 2025 году выйдет 75-й том, будет ли он заключительным — покажет время. Но то, что этот проект выходит на заключительный этап не вызывает сомнений. Именно поэтому важно накопленный опыт и в целом научный потенциал реализовать в новых системных проектах.
Путь, который проходят система духовного образования и церковная наука, говорит о последовательном их развитии. Необходимо продолжать этот процесс, уделяя всё большее внимание качеству образовательной деятельности и исследовательской работы. Поступательное движение, восходя «от силы в силу» (Пс.83:8), позволит в долгосрочной перспективе достичь большего результата.