Аннотация: В статье кандидата политических наук, референта Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, доцента Кафедры церковно-практических дисциплин Общецерковной аспирантуры и докторантуры Владимира Александровича Кузнецова рассматривается цивилизационный дискурс через анализ предметного содержания некоторых программных публичных выступлений Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Актуальность заявленной темы определяется прежде всего динамичным включением цивилизационного дискурса в пространство академической социально-гуманитарной науки, общественных дискуссий, а также его фиксацией в российских государственных документах стратегического характера. Предпринимается попытка выявления основных положений цивилизиционной проблематики относительно России, ее истории и современного положения с позиций Предстоятеля Русской Православной Церкви. Автор статьи приходит к выводу о том, что цивилизационный дискурс Святейшего Патриарха Кирилла, во-первых, неразрывно связывается с осмыслением истории России и ее роли в современном мире, во-вторых, рассматривается в религиозно- ценностном ракурсе. Кроме этого, цивилизационный дискурс используется Святейшим Патриархом Кириллом для анализа ситуации в международном пространстве, включая тектонические изменения в отношениях России и Запада, которые характеризуются как глобальное столкновение цивилизаций. Таким образом, можно отметить следующее: использование Предстоятелем Русской Православной Церкви цивилизационного дискурса с включением в него религиозно-ценностных аспектов позволяет расширить понимание смысла глобальных цивилизационных процессов, в том числе механизмов и технологий мировой политики.

***

Современные глобальные тенденции вызывают потребность в определенных обобщенных представлениях о сути процессов, которые развиваются в настоящее время, в осмыслении места и роли России в мировых цивилизационных трансформациях.

Широкомасштабные изменения способствовали тому, что в мировом политическом пространстве на первое место вышли не объединительные аспекты развития человечества, а различия, через которые выражается стремление к упрочению цивилизационного статуса отдельных влиятельных мировых центров для сохранения своей самобытности, включая акцент на религиозных факторах во внешней и внутренней политике.

В Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом России 31 марта 2023 г., Россия определяется как самобытное государство-цивилизация, обширная евразийская и евротихоокеанская держава, сплотившая русский народ и другие народы, «составляющие культурно-цивилизационную общность Русского мира»[1]. Таким образом, цивилизационный дискурс закреплен на официальном уровне в документе стратегического характера и заявлен в качестве одной из теоретико-методологических основ для осмысления, описания и конструирования современного этапа развития нашего государства.

Актуализация цивилизационного дискурса в многочисленных социально-гуманитарных исследованиях, российском политическом пространстве, общественных дискуссиях, включая фиксацию на документальном уровне, показывает, во-первых, его востребованность, во-вторых, «позволяет интерпретировать политические институты, процессы и мировую политику сквозь призму более устойчивых и глубинных факторов — ценностных систем и культуры»[2].

Цивилизационный дискурс непосредственно связывается с представлением о цивилизациях как активных субъектах исторических и текущих политических процессов, анализом особенностей проявления ценностных основ в современных социально-политических трансформациях, включением в теоретические основы социально-гуманитарных наук, в частности, религиозных оснований.

Целесообразным представляется осмысление исторического развития и цивилизационного статуса России в современном мире через фиксацию ключевых признаков, которые определяют ее уникальность и самостоятельность, на основе богословского творчества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Это позволяет раскрыть, с одной стороны, дополнительный эвристический потенциал цивилизационного дискурса к описанию общественно-политических тенденций, с другой стороны, показывает актуализацию религиозного фактора в рамках выработки действенной стратегии поведения нашего государства в условиях новых цивилизационных вызовов.

Именно поэтому важным и научно значимым действием является анализ цивилизационного дискурса, который содержится в некоторых публичных выступлениях Святейшего Патриарха Кирилла. Это позволяет увидеть и оценить вклад Предстоятеля Русской Православной Церкви в цивилизационную проблематику и связанную с ней дискуссию. Через цивилизационный дискурс Святейший Патриарх Кирилл раскрывает религиозно-ценностную проекцию понимания смысла политических трансформаций в государствах и обществах, которые относятся к различным цивилизационным традициям, включая механизмы и технологии мировой политики.

Прежде всего, необходимо отметить, что цивилизационный дискурс (т.е. высказывания и утверждения по вопросам и проблемам, где употребляются понятия «цивилизация», «цивилизационный») используется Святейшим Патриархом Кириллом в многочисленных докладах, выступлениях, проповедях, интервью уже достаточно продолжительное время. Так, например, в одной из программных и фундаментальных статей «Обстоятельства нового времени. Либерализм, традиционализм и моральные ценности объединяющейся Европы», опубликованной в 1999 г., Святейший Патриарх Кирилл (на тот момент — митрополит Смоленский и Калининградский, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата) называет фундаментальным вызовом эпохи необходимость «выработки человечеством такой цивилизационной модели своего существования в XXI веке, которая предполагала бы всемерную гармонизацию драматически разнонаправленных императивов неолиберализма и традиционализма»[3]. Однако далее по тексту статьи следует утверждение, что неявной, но реальной подоплекой самых разных противостояний в современную эпоху является сопротивление «консервативного начала и традиционалистского мировосприятия форсированному, если не сказать насильственному, утверждению неолиберальных ценностей»[4]. Следовательно, констатируется, с одной стороны, искреннее желание найти баланс между традиционализмом, который присутствует в деятельности Русской Православной Церкви и традиционных религиозных конфессий, и либерализмом, с другой стороны, взаимодействие разных идейных тенденций описывается через категорию противостояния.

В программном выступлении «Норма веры как норма жизни. Проблема соотношения между традиционными и либеральными ценностями в выборе личности и общества» Святейший Патриарх Кирилл прямо заявляет о том, что фундаментальным противоречием «нашей эпохи и одновременно главный вызов человеческому сообществу в XXI веке — это противостояние либеральных цивилизационных стандартов, с одной стороны, и ценностей национальной культурно-религиозной идентичности, с другой»[5]. Иными словами, в мировом сообществе фиксируется наличие разных цивилизационных моделей, жизнь и деятельность которых определяют разные ценности.

Конкретизируя вышеуказанный тезис, в другом публичном выступлении Святейший Патриарх Кирилл утверждает, что современное человечество включает в себя несколько великих цивилизационных моделей. Эти модели имеют много общего, но существуют и различия, порой весьма значительные. Они касаются не только внешних форм, но и системы ценностей, сформировавшихся под влиянием, в первую очередь, религиозных, а также философских, общественно-политических, экономических и культурных факторов, определяющих специфику той или иной цивилизационной модели[6].

Предстоятелем Русской Православной Церкви выражается ряд фундаментальных тезисов: во-первых, утверждается цивилизационное многообразие современного мира (что в дальнейшем получит свое развитие уже в государственных российских документах стратегического характера), вовторых, делается акцент на цивилизационных различиях, в-третьих, определяются религиозные аспекты разнообразия цивилизационных моделей.

Развивая данное утверждение, Святейший Патриарх Кирилл подчеркивает, что «цивилизация определяется в первую очередь тем, как люди, включенные в данное цивилизационное пространство, отвечают на вечные вопросы о Боге, мире и человеке. Все остальное — вторично»[7]. Согласно дальнейшим рассуждениям Предстоятеля Русской Православной Церкви по этому вопросу, цивилизация есть вместилище некоей традиции; и когда мы говорим о христианской, мусульманской, буддистской цивилизации либо о цивилизации секулярной, светской, — мы в первую очередь имеем в виду ценности, которые в той или иной цивилизации сохраняются и передаются из поколения в поколение[8].

Достаточно давно, а именно в 2002 г., в своем выступлении на первом заседании Европейского совета религиозных лидеров Святейший Патриарх Кирилл раскрыл глубокие ценностные различия между восточной и западной цивилизациями с акцентом на религиозные и философские истоки данного факта. Православие способствовало тому, что для восточной цивилизации религиозный идеал тесно связывается не только «с личной, но и общественной жизнью, с устроением семьи, коллектива, народа, государства»[9]. Кроме этого, для данной цивилизационной модели характерны такие черты, как безусловное первенство духовного перед материальным, жертвенности и самоограничения перед стремлением к земному успеху, общих интересов перед частными, верности истине и идеалам перед житейской пользой, земным благополучием[10].

В западном мире, по словам Святейшего Патриарха Кирилла, «утвердился особый цивилизационный стандарт» как результат определенного философского и общественно-политического развития. Исторически это связывается с эпохой Возрождения и Реформации с включением века Просвещения и европейских революций. Основой этого стандарта стал либеральный принцип, провозглашающий индивидуальные свободы высшей ценностью. Все общественное устройство организуется таким образом, чтобы была обеспечена максимально возможная реализация индивидуальных прав и свобод[11].

Главной ошибкой западного стандарта Предстоятель Русской Православной Церкви называет отказ от традиции, т.е. от системы передачи ценностей от поколения к поколению, которая формирует цивилизационный код народов с его культурными, духовными и религиозными парадигмами, опирающимися на Богом данные, а потому и неизменные нравственные ценности, сопровождающие человечество на протяжении всей истории[12].

В свою очередь «попрание этих ценностей, как свидетельствует опыт, приводило и приводит к трагедиям и катаклизмам в личных, общественных и международных отношениях»[13]. Именно такие сформулированные Святейшим Патриархом Кириллом ценностно-цивилизационные различия стали источником и глубинной основой для настоящего противостояния России и Запада, получив свое концептуальное осмысление в последующих выступлениях Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Кроме этого, цивилизационный дискурс Святейшего Патриарха Кирилла неразрывно связан с осмыслением истории России, ее отдельных ключевых событий и исторических деятелей. Прежде всего, Предстоятель Русской Православной Церкви обращается к эпохальному событию Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. По словам Святейшего Патриарха Кирилла,  принятие христианства князем Владимиром и последующее распространение православной веры в народе навсегда не только изменило духовно-нравственный облик самого князя и его соплеменников, но и определило историческую судьбу России. Из конгломерата племенных союзов было создано единое и сильное государство, из жестоких и необузданных язычников — народ, ищущий Бога и правды Его[14].

Результатом принятия Православия лично для великого князя Владимира явилось «изменение образа жизни, образа мыслей, это другие ценности, это другая поведенческая модель», а для последующего развития «это означало смену исторического курса. Крещение Руси — это событие эпохального значения не только для самой Киевской Руси, не только для Европы. Это событие имеет эпохальное значение для всего мира»[15].

Таким образом, событие Крещения Руси «стало тем животворным источником, который питает нас доныне и дает силы созидать жизнь на основе вечных ценностей, полученных нами от Бога и соединяющих нас духовными скрепами»[16].

Смысл и значение Крещения Руси для истории и дальнейшего развития нашего государства, согласно Святейшему Патриарху Кириллу, заключается в том, что «выбор князя Владимира стал выбором духовным и ценностным, а потому и оказал определяющее влияние на цивилизационное самоопределение нашего Отечества»[17]. Цивилизационный выбор святого равноапостольного князя Владимира повлиял на формирование такой уникальной черты нашей цивилизации, как внутренне примиренное и органичное сосуществование различных этнорелигиозных групп и культур… В этом смысле наша цивилизация, хотя и будучи в своей основе русской и православно-христианской, является общим домом для народов разных религиозных традиций и культур, сосуществующих в гармоничном единстве[18].

Также выбор великого князя Владимира «был выбором Божественной правды, основой того духовного единства, которое емко выражено в понятии «Святая Русь»[19]. Для Святейшего Патриарха Кирилла «Святая Русь существует поверх политических границ», а их изменение, передвижение, исчезновение не сказывалось на том внутреннем, духовно-культурном и цивилизационном единстве, которое родилось в днепровской купели и продолжает благодаря единой Русской Церкви сохраняться как наша наднациональная ценностная доминанта[20].

Цивилизационный дискурс также используется Святейшим Патриархом Кириллом для осмысления современной России, ее цивилизационных признаков, целей и задач в текущий момент развития человечества. Здесь одним из ключевых текстов Предстоятеля Русской Православной Церкви является его выступление на открытии XVII Всемирного русского народного собора «Россия как страна-цивилизация. Солидарное общество и будущее российского народа». Святейший Патриарх Кирилл четко и прямо называет Россию страной-цивилизаций (можно подчеркнуть, что это утверждение прозвучало задолго до того, как было включено в официальные документы стратегического характера), «со своим собственным набором ценностей, своими закономерностями общественного развития, своей моделью социума и государства, своей системой исторических и духовных координат»[21]. Данный статус предполагает раскрытие и фиксацию цивилизационных признаков, среди которых Предстоятель Русской Православной Церкви выделяет: во-первых, «опыт строительства справедливых и мирных межнациональных отношений. Не было на Руси народов-господ и народов-рабов. Россия никогда не была тюрьмой народов, здесь не было народов первого и второго сорта»[22]; во-вторых, наличие концепции нравственных ценностей, не позволяющей «девальвировать институт семьи и разрушить жизненные ориентиры личности, а также Богом определенные отношения между мужчинами и женщинами»[23]; в-третьих, присутствие идеала солидарного общества, общества социальной симфонии, «где разные слои и группы, разные народы и религиозные общины, разные участники политических и экономических процессов являются не борющимися друг с другом конкурентами, а соработниками»[24].

В России учитывается важность «национального, этнического, культурного факторов», но «при условии осознания всеми народами и этносами своей принадлежности к единой цивилизации, единой российской общности»[25]. Она подает «для всего мира пример построения добрых отношений между людьми разных национальностей и религий»[26], является цивилизацией, в которой не противопоставляются, а объединяются народы, «которая имеет огромные заслуги и достижения в прошлом и которая, безусловно, найдет собственный путь в будущее»[27].

Обобщая вышеизложенное, Святейшей Патриарх Кирилл подчеркивает: «Самое главное, что отличает Россию от других стран, это ее история, ее традиция и система ценностей, которые в этой стране по милости Божией сохранились»[28].

Цивилизационный дискурс применяется Святейшим Патриархом Кириллом к анализу современных международных отношений и вообще к современному этапу развития человечества. Наиболее полно и четко международный аспект цивилизационного дискурса раскрывается Предстоятелем Русской Православной Церкви в его выступлении на XХ Всемирном русском народном соборе. Прежде всего, отмечается, что самым острым конфликтом современности является не заявленное американским философом Самюэлем Хантингтоном «столкновение цивилизаций», не борьба религиозных и национальных культур между собой, как нередко хотят представить сильные мира сего, и даже не противостояние Востока и Запада, Севера и Юга, а столкновение транснационального, радикального, секулярного глобалистского проекта со всеми традиционными культурами и со всеми локальными цивилизациями[29].

Дополняется этот тезис тем, что подлинная альтернатива этому процессу — не «война всех против всех», не погружение мира в пучину хаоса или гражданские столкновения внутри отдельно взятых стран, а новый диалог народов, осуществляемый на принципиально новых основаниях. Это диалог, направленный на восстановление ценностного единства, в рамках которого каждая из цивилизаций, в том числе и наша, русская, могла бы существовать, сохраняя свою идентичность[30].

Задача России как страны-цивилизации в настоящий момент истории человечества, по мнению Святейшего Патриарха Кирилла, заключается в утверждении на основе свободы и любви, являющихся христианскими началами Божественного миропорядка, равного достоинства «всех культур и цивилизаций, исключая всякие попытки диктата и одностороннего навязывания политических норм и культурных стандартов»[31], а также стремление «к взаимопониманию и равноправному, взаимообогащающему сотрудничеству»[32].

Тектонические изменения в современном мировом порядке, катализатором которых стала специальная военная операция России на территории Украины, также анализировались Предстоятелем Русской Православной Церкви с использованием цивилизационного дискурса. Так, в докладе на Епархиальном собрании г. Москвы 22 декабря 2022 г. Святейший Патриарх Кирилл заявил о том, что «человечество вступило в новый, еще более, на мой взгляд, тяжелый и опасный кризис»[33], а «наблюдаемые сегодня нами военные действия являются последствием длительного цивилизационного конфликта»[34].

Осмысление в цивилизационном ракурсе современных мировых тенденций, одним из главных участников которых является Россия, Святейший Патриарх Кирилл продолжил на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви 19 июля 2023 г. Среди главных причин современного российско-украинского военного конфликта им указываются действия мировых политических сил, враждебных «по отношению не только к России и Православию, но и, как можно теперь судить, к христианскому мировосприятию в целом»[35], а целью является «духовная изоляция украинского народа, его противопоставление братскому и предельно близкому в духовном отношении народу русскому, с которым он вместе составляет единую православную цивилизацию, восходящую к эпохе Святой Руси»[36].

Развивая тезис о текущем цивилизационном противостоянии, Святейший Патриарх Кирилл особо подчеркивает религиозный контекст текущих событий, который «является отражением более глобального столкновения цивилизаций: той, которая все больше уходит от Богом заповеданных устоев жизни, и той, которая стремится сохранять их, несмотря на многолетние усилия, предпринимаемые против этого идеологами апостасии»[37].

Подводя итоги, отметим, что детальное исследование некоторых концептуальных текстов выступлений, докладов и статей Предстоятеля Русской Православной Церкви позволяет рассмотреть цивилизационный дискурс относительно разных проблем мирового сообщества. Ключевые характеристики России как страны-цивилизации, которые обозначил Святейший Патриарх Кирилл, выступают необходимой предпосылкой для осмысления ее роли в современных политических процессах. Цивилизационная специфика России, чьи лучшие черты проявлялись в ходе более чем тысячелетней истории, может служить в качестве примера разрешения противоречий и гармонизации мирового устройства.

Святейший Патриарх Кирилл через цивилизационный дискурс четко формулирует свою позицию относительно исторического развития и проблем человеческого сообщества, включая Россию, ее историю и современное положение, доступно объясняет сложные концепты через религиозно-ценностный ракурс, показывает удивительную проницательность в анализе предпосылок и формировании актуальных цивилизационных процессов.

Таким образом, цивилизационный дискурс Святейшего Патриарха Кирилла включает в себя несколько концептуальных установок, охватывающих наиболее важные аспекты как общемировых тенденций, так и ситуации в России.

Во-первых, в современном мире присутствует и актуализируется цивилизационное многообразие человеческого общества, обусловленное в том числе разными ценностными ориентациями. Прежде всего это касается России, основные цивилизационные черты которой сформировались под влиянием Православия и других традиционных религиозных конфессий. Это имеет отношение и к западной цивилизации с ее крайним либерализмом и агрессивным секуляризмом.

Во-вторых, Россия, сделав свой цивилизационный выбор более тысячу лет назад через принятия Православия святым равноапостольным князем Владимиром, в настоящее время утверждает и реализует собственный путь цивилизационного развития. Святейший Патриарх Кирилл еще в самом начале XXI в. заявлял о том, что «приоритетной задачей в условиях современной России становится формулирование и утверждение в общественном и государственном бытии национальных культурноцивилизационных стандартов»[38]. Дальнейшее развитие событий нашло свое подтверждение как на теоретическом уровне развития цивилизационного дискурса, так и в отдельных направлениях государственной политики. Это находит свое отражение, естественно, не без влияния Предстоятеля Русской Православной Церкви, в документах стратегического характера (в частности, Конституции Российской Федерации через внесение поправок, одобренных на общероссийском голосовании 1.07.2020 года; Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 года № 400; «Основах государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей», утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 9.10.2022 года № 809; «Концепции внешней политики Российской Федерации», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.03.2023 года № 229).

Цивилизационная специфика России в настоящее время, по мнению Святейшего Патриарха Кирилла, заключается в существовании гармоничных отношений между представителями разных религиозных традиций и национальностей, которые составляют единую цивилизационную общность, присутствии духовно-нравственных ценностей в публичном пространстве, которые, в частности, проповедуют традиционные религиозные конфессии, солидарном характере деятельности различных участников социальных процессов, объединенных общей судьбой.

В-третьих, как полагает Святейший Патриарх Кирилл, настоящие глобальные сдвиги в мировых политических процессах носят характер цивилизационного конфликта, в котором «если говорить библейским языком, Россия становится удерживающей (см. 2 Фес. 2, 7) от тотального господства зла, т.е. пришествия антихриста»[39].

https://www.uchkom.info/publikatsii/tsivilizatsionnyy-diskurs-svyateyshego-patriarkha-moskovskogo-i-vseya-rusi-kirilla-po-materialam-pub/